Напрягает общение: это болезнь?

Вопрос психологу:
Последнее время замечаю, что меня сильно напрягает любое общение. Прежде чем пригласить кого-то в гости (живу одна), готовлюсь к этому, как к какому-то огромному событию, даже если это всего-навсего брат зайдет, или взрослая дочь, или даже мастер, помогающий что-то исправить по хозяйству... Я бы вообще, кажется, свела все общение к компьютерному - и мне бы хватало. Детские голоса вообще в дрожь бросают: высокий тон голоса сильно раздражает. Сегодня хотела пойти в English First на бесплатный урок-тестирование (я занимаюсь письменными переводами, а устная речь отстает), но с середины дня отключила телефон: поняла, что не могу себя представить за столом в разговоре с другими людьми..., нагрузка страшная!! Это не страх общения (я - бывший журналист), просто какая-то чудовищная усталость от него и недоверие к нему (пустая трата времени!).
Я к чему? Вот к чему: похоже ли это на какое-то ЗАБОЛЕВАНИЕ - или списать всё на "характер"? В раннем детстве я действительно была замкнутой, потом вроде стала нормальным человеком... И вот опять... ЧТО ЭТО?!
Автор вопроса: Людмила Федоровна Возраст: 66

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте!
Людмила Фёдоровна, действительно, может настало время немножко отдохнуть? Или, скажем так, смириться с тем, что есть Ваша уникальная природа, со своим климатом, временами года, природными явлениями?
Вы - достаточно зрелый, много знающий, много повидавший и много умеющий человек. При том, что впереди у Вас , я уверен, ещё много разных интересных открытий, Вы как бы уже всё знаете и сформировать формальную мотивацию на общение Вам несравненно сложнее, чем какой-нибудь девочке 18-ти лет!
В принципе, каждый из нас уже к семи годам всё прекрасно знает и на уровне , опять же, формального общения никто нам ничего нового сказать (до определённого момента, конечно) не сможет!
Мы знаем, что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя; что нужно делать, а что нет и т.д. Но очень велика жажда узнавать, потому что мозг развивается и требует работы. Поэтому, нам придумали в этом возрасте школу...
Я хочу сказать, что общение возможно тогда, когда есть потребность общаться. Потребность общаться обусловлена важной коммуникативной задачей: приём, передача и обмен информацией!
Но если информации достаточно или слишком много, если мы не видим ТОГО ИСТОЧНИКА информации, которому хотим доверять и который для нас интересен, как субъект и индивид, то процесс "приёма, передачи и т.д." теряет актуальность! Особенно, на фоне общей информационной ситуации:
Я говорю о нескончаемом и неконтролируемом потоке информации , который валится на нас со всех (буквально) сторон!
Если ещё учесть и Ваши психотипические черты (интровертность), то само общение для Вас должно быть сильно мотивировано!
Мотивация это потребность. Я говорил об этом.
А вот то, что является стимулом (формальным двигателем) - это мотиваторы.
Что может явиться мотиватором для общения?
- Человек (или некий социум).
- Желание или необходимость решить какую-либо жизненную задачу, достичь определённой цели (выучить язык, получить профессию, выйти замуж и т.д.).
- Дефицит общения принципиального характера. Если, скажем, отключить все массмедиа, изолировать Вас от общество на месяц (ПОЛНОСТЬЮ), создать определённые условия, что-то ещё, то Вам захочется поговорить .
Я ещё хочу сказать про то, что общение - это далеко не всегда процесс парного или коллективного "говорения". Это ещё и активное слушание. Слушать - тоже общаться. И слушать - гораздо сложнее, чем говорить. Я это хорошо знаю, как психолог с 30-летним стажем работы в профессии.
Впрочем, Вы тоже это знаете, ведь Вы - журналист.
Мне кажется, что у Вас всё нормально со здоровьем, ибо всяко-разно социопатии развиваются , как симптомы более серьёзных проблем, но...
Но у Вас есть КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ! А значит, душевно всё ок!
Отдохните и позвольте себе некоторое время не общаться. Срок - месяц! Потом - посмотрим!
Держитесь! Читайте книги. И пишите. А. Журавлёв