Как избавиться от эмоциональной зависимости в отношениях с подругой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 50 лет, я разведена, детей нет, живу с родителями-пенсионерами. По натуре я человек спокойный и уравновешенный, не слишком коммуникабельный, можно даже сказать, что я боюсь людей. У меня есть несколько подруг, которых я знаю не один десяток лет, но можно даже сказать, что подругами они были в прошлом, а сейчас с этими людьми у меня остались просто хорошие приятельские отношения, которые мы время от времени поддерживаем. Еще у меня есть одна близкая подруга, мы дружим уже около 10 лет. Мы вместе проводим время, ходим в кино, в театр, на шопинг, иногда вместе ездим отдыхать в отпуск, часто я остаюсь у нее дома с ночевкой, мы много разговариваем на разные темы, у нас очень хорошая совместимость интересов и взглядов на жизнь. Она одна из тех редких людей, которых мне очень сложно встретить в жизни, чтобы меня принимали такой, какая я есть, вместе с моей некоммуникабельностью. Около полутора лет назад в окружении моей близкой подруги появилась новая знакомая - соседка по лестничной площадке, которая, по описанию моей близкой подруги, имеет полностью противоположный по сравнению со мной характер- энергична, коммуникабельна, все время находится в движении, предприимчива. Сначала у них были просто обычные соседские отношения, но последние полгода я стала замечать, что они потихоньку сближаются, стали даже ходить куда-то вместе. У меня возникла ревность и злость по отношению к новой знакомой, я боюсь, что со временем они еще больше сблизятся, моя подруга отвернется от меня и я останусь в одиночестве, а мне не так просто заводить друзей, особенно в моем возрасте. Моя подруга, насколько я могу судить, не изменила отношения ко мне, разве что у нее стало меньше времени на меня, что и понятно, ведь надо теперь обеим уделять внимание. Еще мне очень обидно, что новая знакомая может приходить к моей подруге, когда захочет, просто по-соседски забежать, и у моей подруги, получается, всегда находится на нее время, а когда я этого хочу, а я не могу ее увидеть, потому, что мы живем в разных концах города, и в силу своего характера и убеждений, я не могу приходить в гости к людям без приглашения, хоть и к очень близким. Я стараюсь работать над собой, внушая себе, что какой бы ни был выбор моей подруги, это будет ее выбор, я не могу ее ни к чему принуждать, надо быть готовой принять любой исход, внушаю себе, что когда бог что-то забирает, он что-то и дает, и в моей жизни, возможно, еще будут друзья. Но это все помогает только на время, потому, что в душе я не смирилась, мои мысли постоянно возвращаются к моему негативу и к моим страхам. Помогите, пожалуйста, как мне принять эту ситуацию в душе? Как мне научится не быть эмоционально зависимой в отношениях с людьми? Как избавиться от страха одиночества? И еще хочу спросить – как вы считаете, смогу ли я самостоятельно выйти из этой ситуации или мне потребуется помощь специалиста?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Гарькавая Наталья Геннадьевна.
Здравствуйте, Ирина.
Люди думают, что чем больше они будут уделять внимание отношениям с другими людьми, тем счастливее будут себя чувствовать. Концентрация на одном из видов отношений создаёт перекос в других сферах жизни. Красота жизни заключается в лёгкости отношения к ней, к событиям, к себе, к своему окружению.
Когда есть друзья - это очень хорошо. Но если начинаем преувеличивать значение дружбы, то могут прийти разочарования. У друзей могут появиться свои дела, заботы, другие интересы. А тот кто рассчитывает только на других людей, может ощущать себя "лишним" и страдать от одиночества.
Ирина, можете себе представить дом с подпорками? Подпорки - это родители, приятельницы, друзья, коллектив на работе т.е. поддержка снаружи. Если у такого дома убрать подпорки, то дом упадёт , рассыплется.
Все знают, что хорошему дому с надёжным фундаментом подпорки не нужны. Ему не страшен ни холод, ни ветер, ни дождь. Так же и у людей. Потеря любой наружной опоры становится трагичной, если внутри нет понимания себя, веры в себя и радости в жизни. Остов, основная опора жизни должны быть внутри нас.
Осознание этого, поможет принимать жизненные ситуации такими какие они есть, не рассчитывать на то, что люди должны соответствовать нашим ожиданиям.
Попробуйте ощутить, осознать, что каждую минуту времени у Вас есть Вы. От себя человек никогда не уйдёт, всегда может найти себе занятие по душе, найти и сказать себе нужные слова, успокоить, понять.
Простите и отпустите подругу, пожелайте ей счастья. Можете, конечно, созваниваться, общаться, но без патологических привязанностей. Если Вы ей будете нужны она сама позвонит и пригласит к себе в гости.
Ревность - это неуверенность в себе, страх потерять близкого человека. Всё люди свободны, никто нам не принадлежит. Займитесь собой, саморазвитием, духовным развитием, любимыми делами, творчеством, рукоделием.
На работе общаться с коллегами. Можно общаться с мужчинами и даже выйти замуж.
Печально, конечно, когда у женщины не складывается личная жизнь , но это исправить никогда не поздно.
Низкая самооценка - это негативные привычки, которые могут доставлять много неприятностей. Надо уметь принимать себя такой какая есть, позволять себе делать ошибки, перестать себя критиковать за них каждый раз. Станьте сама себе самым лучшим другом.Тогда будет мир в душе и гармония в жизни.
Каждому из нас очень полезно побыть наедине с собой.
В одиночестве можно найти очень много плюсов:
Наедине с собой можно очистить сознание, от лишней ненужной информации. Посидеть в тишине, отдохнуть от людей и просто помечтать. Многие женщины любят заниматься рукоделием, творчеством. Одиночество помогает стать увереннее. Внутри нас есть все ответы на важные для нас вопросы. Это хорошая возможность поставить новые цели в жизни и стремиться к их осуществлению. Тишина уменьшает стресс и тревожность. Если отгородиться от переживаний и эмоций, то можно проблемы увидеть с разных сторон и сделать правильные выводы.
Одиночество может укреплять отношения. Когда у человека есть время для понимания себя, то он начинает понимать лучше и других людей.
Все обиды происходят обид из-за неоправданных ожиданий и нереализованных желаний.
Чтобы обида не разрушала ваш мир, вашу личность, надо научиться изменить это негативное чувство в положительную энергию развития и успеха.
Существует вот такая техника избавления от обиды :
Надо написать письмо тому на кого обижены, никому его не показывать.
Взять тетрадь ( лист бумаги) , ручку.
Начните писать письмо, начиная со слов:
«Я обижаюсь на тебя за..., злюсь на тебя за…" Необходимо выписать все негативные эмоции, чувства, ощущения до тех пор пока не выпишите их все.
Это письмо потом лучше всего или порвать на мелкие кусочки или сжечь.
Далее напишите, что прощаете человека, который причинил Вам боль. Обязательно надо простить себя и своё тело, которое вырастило эту боль. Так же можно почувствовать где болит, попробовать увидеть и выдохнуть из себя негативную энергию, отпустить боль.
После этого надо написать благодарность человеку. Вспомните всё хорошее, что было и поблагодарите подругу.
Поблагодарить мир за ценный опыт, за возможность вырасти и измениться.
Когда взгляды на жизнь изменяются, надо совершать шаги, которых раньше вы не совершали. Для этого нужно преодолеть страх перед новым, отказавшись от старых убеждений. Это трудно, но возможно.
Чаще всего люди преувеличивают свой страх. Боязнь причиняет даже больший вред, чем сам исход ситуации. Подумайте, Ирина, над тем, что Вам может грозить в самом худшем случае. Обычно после принятия ситуации страх исчезает. Для этого надо успокоиться. Можно выписать на бумагу все негативные эмоции.
Хорошо обдумав ситуацию, примите окончательное решение, чтобы больше не появлялось никаких сомнений. Страх появляется там , где есть неуверенность, сомнения, затуманенный эмоциями разум.
Каждая женщина в своей жизни часто задумывается как избавиться от привязок, стать независимой, самодостаточной, счастливой. Самодостаточность - это качества личности, которые вырабатываются упорной работой с собой долгие годы. Это качество является основой счастья, гармонии и успеха. Быть самодостаточной означает опираться на внутренние ориентиры. Такому человеку для счастья и радости достаточно его самого. Но для этого надо посвятить больше времени для познания себя. Задавать себе вопросы и самой находить на них ответы.
Самодостаточному человеку интересно и комфортно в одиночестве , он всегда знает чем занять себя. Но при этом сохраняется способность получать удовольствие от общения, от взаимодействия с другими людьми. Быть самодостаточной - это означает:
- умение быть собой, знать себя, понимать себя;
- быть независимой материально и эмоционально от других людей;
- уметь управлять своими внутренними силами;
- научиться превращать недостатки в достоинства;
- умение самостоятельно принимать решения;
-отсутствие зависимости от других людей;
- твёрдостью духа - уверенность в себе;
- быть честной с собой;
Очень важно избавиться от чувства жалости к себе - это разрушающее чувство, делает людей слабыми, неуверенными. Учитесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, интуиции. Необходимо избавиться от страхов, от сожалений из прошлого. Самодостаточная женщина ставит в жизни цели, которые придают её жизни смысл. Ей всегда есть к чему стремиться.
Любите себя , заботьтесь о себе. Принимайте себя такой какая есть . Всегда есть чему учиться, развиваться. Несчастная женщина не может быть самодостаточной. Счастливые люди умеют находить, видеть хорошее в настоящем, радоваться тому, что есть.
Такие люди умеют настраивать себя на позитивный лад , а следовательно и качественно улучшать свою жизнь. Найдите себе силы для душевного возрождения.
В душе должна быть гармония, чтобы как ненависть, страх, обида, не могли ею завладеть и контролировать поведение женщины и ее мысли. Ещё очень важно - здоровая доза эгоизма. Потому, что любовь к себе и постоянная забота о собственном благополучии способны противостоять ненависти. Когда женщина ощущает внутри пустоту, то ей необходимо ее заполнять положительными эмоциями, радостью, заботой, уважением к собственной персоне. Нужно помнить о том, что только один человек знает Вас лучше всех остальных людей, знает обо всех Ваших слабостях недостатках, но при этом только он способен искренне и самоотверженно любить, уважать – это Вы сама. Как только женщина обретет самодостаточность, к ней тут же потянутся другие люди, и окружающий мир тоже изменится.