Мне с самого детства неуютно общаться с другими людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я давно ищу ответ на один вопрос, который мучает меня уже некоторое время. Может, это кому-то покажется странным, но мне с самого детства неуютно было общаться с другими людьми. Я в принципе прекрасно знаю людей, которые меня окружают (и в школе, и сейчас в институте), но мне всегда как-то неуютно было идти и общаться с кем-то, я никогда не шёл первым на контакт. Мне просто это неудобно, мне кажется, будто я тем самым сковываю себя чем-то, и мне кажется, будто говорит и общается с человеком не я, а кто-то другой. Почему-то это было утомительно: говорить с другими людьми, узнавать, что у них произошло, новости и пр. Мне всегда при этом было неуютно.
Я не умею лично общаться с людьми, я просто не знаю, о чем с ними говорить в жизни. Я просто не представляю себе, о чём можно говорить, как выстроить беседу, чем заняться вместе и т.д. Нет, конечно, у меня есть друзья и знакомые (которые думают, что мы "друзья"), но после общения с ними у меня в душе возникает такая опустошенность, после этого мне нужно несколько часов одиночества, чтобы прийти в себя. Самое ужасное, что это возникает и в соц.сетях: если я вижу там сообщение от кого-то, то мне нужно минут 10-15, чтобы прийти в себя и что-то написать в ответ. Мне вроде бы и хочется видеть вокруг себя других людей, но когда они начинают говорить со мной, у меня начинается паника...
Я хотел бы узнать мнение психолога на этот счёт. Мне надоело одному рассуждать об этом. Заранее спасибо!
Автор вопроса: А Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, А.
Такая "анти-коммуникативность" встречается довольно часто. С чем это связано? С разными вещами: от особенностей темперамента и психологии, детских впечатлений, особенностей развития и воспитания, до психических заболеваний.
Скажем, если ребёнку в детстве уделялось мало внимания в плане вербального общения, эмоционально-психологической близости и т.д., то возможны проблемы такого плана. Взрослые просто не утруждались выслушать ребёнка, независимо от того, что и как он говорил или пытался сказать!
Если человек имеет свои психотипические особенности (например, он меланхолик-интроверт), то тоже могут быть нюансы.
Есть ещё комплексы (от внешности до косноязычия), страхи (страх общения, страх оценки и даже страх смерти), банальное неумение общаться и многое другое.
Кстати, страх смерти выражается в неверии в свои силы и в то, что вы можете справиться с любой ситуацией.
Неумение общаться - что говорить, как смотреть, как задавать вопросы, как отвечать, как выражать свою мысль, как выстраивать диалог и многое другое.
Вообще, если нет других причин, то я бы Вам посоветовал сходить на какой-нибудь тренинг общения. Например, на тренинг по технике эффективной коммуникации.
Главное, чтобы этот тренинг был РАЗГОВОРНЫМ, практическим, а не лекция по теории коммуницирования и психологии общения.
В одном письме объять такую тему, как проблемы в общении, очень трудно, практически нереально.
Я могу лишь сказать, что надо преодолевать себя, заставлять разговаривать. Кто бы что ни говорил, но речевая деятельность с чисто моторной позиции - работа мышц, и любая тренировка пойдёт на пользу! Хотя бы в плане навыка!)
Уважаемый А!
Я это РЕДКО СОВЕТУЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА, НО ВАМ ПОСОВЕТУЮ: Идите к психологу! Вам надо не просто "заскочить", а реально проконсультироваться, поговорить, рассказать о себе, о детстве, о своих воспоминаниях, впечатлениях, родителях и т.д.
Только так можно подступиться к проблеме и начать её решать. Я именно про Вашу проблему.
Мы не знаем с Вами, что это и откуда. Я вижу, что речью Вы владеете, связно излагаете мысли в письменном виде и т.д.
Что происходит на экспрессивном уровне - остаётся только догадываться!
Может быть, Вам надо поучиться расслабляться на мышечном уровне? Может быть, речь идёт о некоем варианте логоневроза без судорог и т.д.?
Всё только в "живом" разговоре со специалистом! По письму ничего определённого сказать нельзя.
Удачи! Пишите. А. Журавлёв