Из-за собственной глупости потеряла близких подруг.

Вопрос психологу:
Из-за собственной глупости потеряла дружбу. С подругами общались пять лет, с первых курсов университета - много времени проводили вместе, веселились, доверяли друг другу секреты. Я всегда чувствовала себя несколько хуже, чем они - из бедной семьи, не такая красивая, старалась казаться немного лучше чем я есть. После учебы я переехала в другую страну, вышла замуж. Мы переписывались, но связь с друзьями ослабевала. Я забеременела, сообщать подругам до родов ничего не хотелось, так как переживала, что что-то случится с ребенком, беременность была тяжелая. Потом преждевременные роды, больница, страх за малыша и бессонные ночи. Они писали мне сообщения, но я не отвечала - думала, отпишусь, когда нас с ребенком выпишут домой, было очень стыдно, мне казалось, что они меня осудят, если я отвечу. В итоге, я так ничего и не объяснила им, подруги, ясное дело, обиделись - и я их понимаю. Прошло примерно полгода, мы начали немного общаться, но все происходило очень сухо - просто поздравления с Днем Рождения и тому подобное. Мы даже виделись, когда я приезжала в гости на родину с мужем и ребенком, но былой теплоты в общении не было. Сейчас я понимаю, что из-за собственного страха и недоверия, разрушила дружбу. Я вижу, что подруги общаются довольно близко вчетвером, а на меня держат обиду и что я уже за пределами их дружбы. Я хочу как-то оправдаться, но чувствую стыд, за то что ничего не сказала им сразу. Переживаю и виню себя, хочу повернуть время в обратную сторону и исправить свои ошибки. Спасибо.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Санжиев Александр Игоревич.
Здравствуйте, Юлия. Я вас понимаю, нам действительно, может быть стыдно за прошлые события и мы можем испытывать чувство вины в связи с ними, и тем не менее то, что было в прошлом остаётся в прошлом.
События прошлого не изменить, единственное, что мы можем поменять – это наше отношение к нему. Дело в том, что человек всегда выбирает наилучший способ действий, доступный ему на данный момент, а судит о нём спустя время, не учитывая приобретенный опыт. Понимание этого часто меняет отношение к прошлым событиям. И люди вместо негативных эмоций могут увидеть в этих событиях драгоценный опыт, который они приобрели, и благодаря которому могут действовать в будущем иначе. Возможно, вы уже достаточно настрадались, и можете поменять эти негативные эмоции на опыт.
Если говорить о дружбе и близком общении, то одним из важных моментов является наличие точек соприкосновения, общих событий и впечатлений. И чем меньше их становиться, тем более холодные становятся отношения. В связи с переездом, как я предполагаю, количество общения значительно уменьшилось и это отдалило вас друг от друга. Так как ваши подруги в это время проводили вместе время, получая новые совместные впечатления и эмоции. У вас в это время были свои, тоже очень важные дела и заботы. Всё это уменьшило количество точек соприкосновения и отдалило вас друг от друга. Поэтому не зависимо от того отвечали вы бы на их сообщения или нет, ваши отношения охладевали бы.
Так же за этот период наверняка поменялись ваши жизненные ценности и приоритеты, в связи с появлением ребёнка и другими факторами. У ваших подруг тоже в жизни что-то происходило и могло поменять их ценности. Эти факторы отдалили вас друг от друга. Так что вашей вины во всём этом нет, эти процессы происходили сами по себе.
Важно помнить, что длительность дружбы и её крепость – это не одно и то же. Люди могут, как сдружиться почти мгновенно, так и чуть ли не вечность общаться, оставаясь лишь приятелями.
Я думаю, вы сможете осознать, чему научились в связи с этой ситуацией, оставив негативные эмоции в прошлом, и сможете действовать более эффективно.