Очень трудно брать деньги за работу со знакомых и друзей.

Вопрос психологу:
Добрый день, Уважаемые психологи! Мне 28 лет, я менеджер и в 2015 году окончила двухмесячные курсы фотографии. Всегда была любителем, но хоть и получила сертификат и числюсь как профессионал, у меня было мало практики. Работаю на работе далекой от фотоисскуства, с документами. Очень нравится фотографировать пейзажи, насекомых, животных. Я очень редко фотографирую людей. Но знакомые и подруги довольно часто просят помочь сделать фотосессию (когда событие или праздник). Самое тяжелое, было снимать крестины дочек подруг и свадьбу другой знакомой. Я очень сомневалась, что не справлюсь сделать фотокнигу сама. Из-за завала на работе я просила тех, кто работал в этой сфере много лет. Но эти люди меня подвели в последний момент когда время поджимало (они говорили о том, что проще переснять по новой, просто я принесла фотографии со свадьбы подруги которые снимал неудачный фотограф и надо было обработать фото и сделать фотокнигу). Просто не перезвонили, не написали и уехали в отпуск. Сроки заказа фотокниги были обговорены, одна мне сказала я не буду возится с чужими фотками(несмотря на деньги которые я планировала им заплатить) и тишина. Но я справилась сама в короткие сроки. Теперь спустя 1,5 года на моем счету уже несколько работ ( фотокниги с фото которые я снимала сама) но я это делала только для знакомых. У меня очень плохое чувство (даже несмотря на то, что подруга не стесняясь брала деньги с меня за маникюр - она мастер маникюра) как будто я наглею или обворовываю. Я много читала статей, что работа свадебного и вообще фотографа очень дорогая ( тем более, если условия сложные от 4000 и выше до 30 тыс) я никак не могу себя настроить на получение выгоды, как это делают другие мои знакомые. Для меня они важные люди которых я знаю много лет и они мне не совсем чужие. Я понимаю, что давно надо пересмотреть свою точку зрения, но пока никак не наберусь смелости. Плюс ко всему задают вопросы о цене( а я не могу себя оценивать). Я примерно знаю, сколько по-честному должна требовать с клиента, может я слишком себя накручиваю, но думаю мне скажут что планка высока и цена баснословная. Пора подумать как следует и надо что-то делать. Пожалуйста, прошу вас, подскажите как мне перестать работать себе в ущерб?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Антонюк Оксана Леонидовна.
Здравствуйте Ирина. Раз Ваше хобби теперь приносит не только удовольствие но и доход, то что Вас смущает? Если Вы не уверены в том насколько Вы профессиональны и во сколько нужно оценивать Вашу работу - то обратитесь к Вашим коллегам-фотографам, возможно даже на сайты или форумы посвященные работе с фотографиями. Покажите свои работы - получите опыт, полезные советы и критику, + оценку в материальном эквиваленте. Так же не лишним будет, поспрашивать и посмотреть в Вашем городе, как работают фотографы и сколько они берут. Сравните работу свою и чужую, так же увидите реальную цифру. Можно даже невзначай рассказать друзьям во сколько Вашу работу оценили, заодно посмотрите за реакцией.
Если Ваша подруга не стесняется брать деньги за свою работу и материал, почему Вы должны стесняться брать деньги за Ваше умение, время и оборудование?
Раз уж так боитесь потерять друзей и прослыть "меркантильной" сделайте скидку за отзыв и рекламу среди знакомых. Вам плюс в виде клиентов и хорошей рекламы, им же - минус к сумме. Главное не говорите им расценки, всегда торгуйтесь, это убережет Вас от вопросов "А другим делала дешевле".