Мне кажется, я ничего не чувствую к другим людям.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Я эгоист. Да, я всегда это знал, мне об этом даже родители говорили. Эгоистичное, потребительское отношение у меня ко всем. Я с детства понимал, что ничего не чувствую к родителям, кроме жалости, когда им грустно. Жалость, впрочем, я по поводу и без могу испытать ко всему, я эмоциональный человек. Впрочем, ещё испытываю к родителям благодарность за еду и жилье. Но, боюсь, даже эта благодарность неискренняя, а говорю я о ней только потому, что так надо говорить, так говорят все. Я вообще часто копирую поведение большинства, так как мне действительно хочется быть как все. Вот только недостаточно сил притворяться.
Но продолжу. Мне кажется, я не понимаю, что такое отношения, дружба, близость - и я говорю не про романтику. За всю мою жизнь у меня было всего пару людей, которых я мог называть друзьями. И то я ни с кем из них сейчас не общаюсь. У меня нет желания поддерживать какие-либо отношения, это не просто слишком эмоционально затратно, но и кажется совершенно бессмысленной тратой времени. Людей, которые называли меня другом, было больше. Но, честно, я перестал понимать, как отличать друга от простого знакомого. Либо не понимал это вообще никогда. И я даже боюсь в общении кого-либо называть друзьями (как это делают все люди), дабы не ошибиться. Естественно, поэтому все и считают, что я такой чёрствый и неприступный.
Насчёт уже романтических отношений. Я влюблялся, несколько раз. И утопал в чувствах - мне ужасно нравилась вся эта эйфория, я выжимал из нее все. Я был даже уверен, что лучшая любовь - не взаимная, ибо приносит больше эмоций и проходит без последствий в виде партнера. Для меня мой объект обожания будто ресурс, источник эмоций. Никто больше. Когда чувства к нему остывают, я не испытываю к нему больше ничего. Ну, кроме того чувства, которые испытывают люди, которые расстаются с вещью, в которую вложили много денег, времени или сил. Хотя был один человек, на котором залип на пару лет. Но, уверен, это произошло лишь из-за одиночества: мозгу нужна была вся эта любовь, а человека подходящего не было. Так почему бы не вернуться к бывшей?
У меня сейчас не самое лёгкое время. Я в достаточно грубой форме заявил своей "собачке", что больше не хочу с ним общаться. Он ответил, что я ему дорог, но я совершенно не понимаю, что это означает. И я вижу в этом лишь ложь. Но все равно испытываю вину и некоторое огорчение. Хотя все же больше хочется сказать, что мне плевать, ведь я думаю не о нем. Я рефлексирую о себе любимом, пытаюсь понять, нормально ли быть такими или не очень.
Но все же мне тоже хочется испытывать к кому-то то же, что испытывают все к своим близким или друзьям. Но у меня не получается, да и я особо не стараюсь, мне просто плевать, а апатия и эгоизм портят отношения с любым человеком. К тому же, я совершенно не уверен в том, что это прям таки ненормально. Все говорят о каких-то чувствах, но вдруг все лгут и самообманываются? Никто ещё мне не смог описать эти самые чувства.
К слову, мне уже пару раз говорили, что я похож на аутиста. Да и вся вышеперечисленная простыня вполне походит на аутизм. Это может быть так? Если да, то все, я обречён?
Спасибо.
Автор вопроса: Анон Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Шатская Светлана Викторовна.
Здравствуйте, Анон!
Вы пишите, что считаете себя эгоистом и об этом вам говорили родители. Вообще эгоистом считается человек, который желает, чтобы другие люди делали то, что он хочет. Если же человек сам реализует свои желания, то эгоистом его назвать нельзя, он просто живёт своей жизнью. На основании этого определения, вы можете понять сами, эгоист вы или нет.
Что касается ваших чувств к родителям, вы пишите, что испытываете к ним жалость, когда родителям грустно. Также вы пишите, что жалость, которую по поводу и без, вы можете испытывать ко всему. Жалость по поводу - это одно, а жалость без повода – это совсем другое. Как будто всё то, по отношению к чему вы испытываете жалость без повода, как- то вас разочаровывает, является не таким, каким по вашему, должно быть. Здесь я вижу очень много ваших чувств, причём конфликтных. Вы боитесь того, что ваша благодарность к родителям не искренняя. Вот вам пожалуйста, чувство страха. Когда вы пишите, что ничего не чувствуете, то похоже, что вы считаете чувствами то, что принято называть положительными чувствами и эмоциями, а то, что принято называть отрицательными – это как будто не чувства. Между тем жалость, страх, разочарование, это сильные и тяжёлые чувства – и именно их судя по вашему повествованию вы ощущаете.
Вы пишите, что часто копируете поведение большинства – это нормальная стратегия адаптации в социуме. Что касается дружбы, то она предполагает общие интересы и равноправные отношения между людьми. Если за всю вашу жизнь у вас было пара людей, которых вы можете назвать друзьями, то это говорит о том, что только с этими двумя вы смогли разделить общие интересы и построить отношения на какой-то период. В вашем повествовании все пронизано чувством страха перед общением.
Судя по описанию вашего романтического общения, те чувства, которые вы испытывали тогда вам были приятны, а партнёр, как будто бы является ненужным приложением к вашим чувствам.
Вы пишите о ком-то, кого называете «собачкой», что вы расстались с ним в грубой форме и теперь испытываете чувство вины и огорчения. Собака является символом верности и преданности, вы как будто обесценили эти качества в человеке, в этом чувствуется злость. Как будто вас злит то, что он испытывает то, что вы испытать не можете.
Вы спрашиваете нормально ли быть таким. На вопрос о норме и патологии может ответить только врач психиатр, это относится и к аутизму тоже.
В вашем письме прослеживается конфликт между желанием испытывать близость к другому человеку и нежеланием в эту близость вкладываться эмоционально и душевно. Почему это происходит можно выяснить только в личной терапии.
С уважением, С.В.