Мне трудно общаться с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Как из названия понятно, мне трудно общаться с людьми, заводить новые знакомства, просить о чем-либо незнакомого человека и т.д. Из-за этого частенько хочется плакать, впадать в депрессии, выть от бессилия. Зайдешь к кому-нибудь знакомому на страницу, а там такая насыщенная и интересная жизнь, множество друзей, все счастливые. Невольно начинаешь себя сравнивать и хочется удавиться.
Вроде у меня всё есть: любящий парень, несколько подруг, хорошая работа, нет серьезных проблем со здоровьем,а в семье относительно все в порядке. Не на что жаловаться.
Ну почти, я не люблю себя от слова совсем (ни внешне, ни внутренне). Со стороны взглянешь, так вообще страшно. Мало того, что нетипичная для Европы азиатская внешность, так еще и вечно хмурая/грустная/недовольная с огромными мешками под глазами, кривыми зубами, расширенными порами, даже в последнее время руки не доходят что-то сделать с волосами. Смотрю в пол, часто молчу, мимика скудная, гардероб оставляет желать лучшего.Типичная серая, незаметная мышка.
Я многим чем увлекаюсь: читаю художественную литературу, разбираюсь в технике, программирую, играю в игры, увлекаюсь модой и косметикой, немного интересуюсь психологией, смотрю фильмы/сериалы/анимушки, просто хожу по городу (это не спорт, но хоть что-то). Но когда дело доходит до разговора, то чувствую себя пустышкой, ничего не могу рассказать интересно, начинаю мямлить. Голос у меня тихий, и получается вообще стремно.
И я виновата в той, прошу прощения, жопе, в которой я нахожусь.
Если в детском саду я была еще бойкой, играла, улыбалась, несмотря на обзывания и нелестные слова других детей в мой адрес, то к концу начальной школы со мной постепенно перестали общаться, играть. Я замкнулась, стала тихой, незаметной, перестала проявлять инициативу. Даже помню побоялась попросить девочек сфотографироваться на выпускной альбом со мной. Так и были общие фото только. 5-11 класс прошли в другой школе. Притирки, образование новых групп, мои попытки подружиться. То ли не в тренде, то ли не сошлись характерами, то ли моя внешность, но постепенно я осталась одна. Снова. Универ прошел точно также. В пролете. Никто не звал никуда, в команду выбирали одной из последних, общаться на общие темы тоже желанием не горели. Это были типичные отношения между одноклассниками/одногруппниками в плане учебы. Вроде бы школа/универ - место, где можно найти друга и товарища, но что-то пошло не так.
У меня были друзья со двора, но часть разъехалась, часть просто перестала общаться без видимых мне причин (на звонки не отвечали, в вк тоже, при встрече игнорировали). Я много общалась и с другими людьми (в реальности и в соц. сетях), пыталась подружиться, но через некоторое время рано или поздно наше общение прекращалось. Человек просто перестал писать и отвечать и удалял меня из друзей. Так случилось и со школьными и университетскими "друзьями", так и произошло с еще с несколькими другими. Я просто становилась ненужной, для меня места в их мире не было.
В соц.сетях тоже весело. Вроде и есть три подруги, но если не проявить инициативу и не написать, о тебе не вспомнят просто. Собрать их вместе нереально, интересы разные. От общения с парнем с утра и до вечера каждый день, устаешь.
С семьей особо не поговоришь, дедушка да бабушка и кот. Мама меня родила рано и видимо не нагулялась, отца я не знала, поэтому я росла у бабушки. Бабушка была очень строгая, и я не оправдывала ее ожиданий. У нас в семье все медалисты с красными дипломами. А я была просто хорошисткой, старалась изо всех сил, но выше головы не прыгнешь. Меня она постоянно сравнивала с отличниками с моего класса, было грустно. Денег почти не давала, поэтому когда к 9 классу другие девочки выглядели сногшибательно, а я была никем. Наверное, это еще одна причина моей неуверенности и желании слиться со стенкой. Маму я видела редко (спасибо хоть содержала меня) и, если видела, то слушала причитания бабушки потом целый день, у мамы на меня до сих пор нет времени. А с бабушкой не пообсуждаешь внешность, современную моду и косметику, мальчиков и т.д. Но все равно она обо мне заботилась, как могла, за что ей и благодарна.
Сейчас у меня есть три подруги и парень, которыми я безумно дорожу и до дрожи в коленках не хочу их терять. Я слишком привязываюсь и мне больно отпускать других людей. У меня маленький круг общения и я боюсь его лишиться. Остаться одна.
Я очень зажатый, неуверенный в себе и своих силах человек, не имеющий своего мнения и зависящий от чужого. Я пассивный трус, который боится отстоять свои желания, мнение и права. Вроде это называется неконфликтный человек? Я боюсь проявлять эмоции, лишний раз слово вставить, проявить инициативу, боюсь ошибок, боюсь выставить себя посмешищем. Даже с близкими я боюсь быть откровенной, боюсь разочарований. Если честно взглянуть на себя со стороны, то я бы не захотела с собой общаться. Страшная и грустная, я сейчас устроилась на работу, могу позволить себе поухаживать за собой, но думаю, а смысл, лучше все равно не станет.
Я ничего не достигла в этой жизни, а уже устала бороться. Мне всего 21, рано паниковать, да? Может мне нужен мотивирующий пинок?
Еще бы хотела попросить советов, как развить коммуникационные навыки и попроще относиться к тому, что люди уходят.
Спасибо заранее и простите за воду, мои попытки откровенничать ужасны, знаю.
Автор вопроса: Полина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Табала Анастасия Геннадьевна.
Здравствуйте, Полина!
Давайте попробуем разобраться с Вами по каждому пункту.
Для начала, хотелось бы напомнить, что многие люди выставляют на страницы в соц.сети ту информацию, которая не то, чтобы не соответствует реальности, но очень с ней разнится. Хотя бы потому, что не существует идеальных людей и жизней. У каждого из них есть свои страхи, черты, с которыми приходится каждый день бороться, и все то, что Вы видите на страничках, чаще красивая обертка, за которой много чего спрятано. Множество друзей, интересная жизнь, все это стоит огромных усилий, а поддерживать хорошее общение с большим количеством людей крайне нелегко. Представьте, что Вам приходится разрываться одновременно между несколькими делами, что в равной степени важны для Вас. Нужно уделять каждому делу особое внимание, иначе занятие им будет бессмысленно, а потраченные усилия сойдут на нет. Так и в общении с людьми.
Вопрос внешности в Вашем случае имеет две стороны. С одной, Вы действительно находитесь в стране, где европейская внешность встречается чаще и является типичной для полосы. С другой, все нестандартное чаще привлекает взгляд, заставляет остановиться и рассмотреть поближе. Вы удивитесь, но часть девушек европейской внешности порой очень сильно завидует девушкам с азиатской внешностью и хочет быть на них похожими.
Вы молодец, что видите у себя то, над чем можно работать. Это первый шаг к тому, чтобы начать что-то менять. Второй, как раз-таки, понять что именно, как и начать делать. Да, возможно, какие-то черты сразу исправить не удастся, но может они создают определенную нотку в Вашей внешности, которую Вы отмечаете как неприятную, а для других это является чем-то особенным, отличительным от остальных?
Вы не пробовали экспериментировать со своим образом дома? Каким бы Вам хотелось видеть свой гардероб? Что изменить? Есть ли какие-то эталоны красоты, которых Вам интересно было бы достичь? Совсем высоких потолков ставить не надо, всегда можно найти в себе то, что не нравится и корректировать.
Судя по описанию Ваших увлечений, Вы интересная личность и сможете поддержать разговор на многие темы. Почему Вы чувствуете себя пустышкой в разговоре? Что именно заставляет Вас так думать? Неинтересно рассказываете Вы для себя или так говорят слушатели? Но если они все-таки слушают Вас, может им интересно? Тихий голос отнюдь не минус рассказчика. Громкого человека можно будет услышать за криками и шумом, а значит можно и пообщаться параллельно, а тихого человека не услышать, и потому слушателям приходится затихать и внимательно слушать рассказчика.
Не пробовали ли Вы тренировать свою речь перед зеркалом? Перед возможными выступлениями в университете или же для обычной разминки.
Люди разные по своему характеру и поведению. Для кого-то привычны и вполне себе нормальны частые улыбки, смех, беготня, а для кого-то иногда нужно время, чтобы отдохнуть от остальных, побыть в сторонке. Школа и университет действительно те места, где можно найти друга/товарища, но не единственные. У Вас столько интересов, не пытались ли Вы найти именно по ним собеседников, единомышленников? Это не те постоянные встречи, что могли бы происходить в школе, но все-таки то же общение, и уже заведомо интересную для обоих сторон тему.
Вы часто оглядываетесь назад и каждый раз напоминаете себе о своих же поступках, которые для Вас являются ошибками. Помнить о них в целом неплохо, только если они не мешают дальнейшим действиям, не тянут вниз, заставляя опускать руки. Попробуйте посмотреть на них под другим углом. Ваша жизнь - Ваш опыт. Он не всегда приятен, но всегда полезен, если обратить на него внимание. До этого Ваше окружение определяла школа, университет, люди, с которыми приходилось взаимодействовать, выбирали не Вы сами. Сейчас же Вы можете выбирать с кем именно Вам интересно общаться, а с кем нет.
Разве у Вас нет своего мнения? Даже сейчас, в обращении, оно есть, пусть и на личные темы. И зачем мнение отстаивать? Кто-то все время подходит к Вам и пытается "сбить с ног"? У каждого свое мнение на любой счет. Иногда они совпадают с чужими, а иногда сильно разнятся. Почему Вам так важно именно "отстоять" свое мнение, а не просто быть с ним? Вы же живете для себя, не для других людей, и только Ваши права, мнение и особенно желания, имеют для Вас огромное значение.
С близкими порой наиболее сложно быть открытом, искренним человеком, просто потому, что эти люди знают Вас уже достаточно долго, и какие-то действия могут быть восприняты не так, как хотелось бы. Незнакомый человек будет воспринимать другого прохожего без предвзятости, без каких-либо знаний о нем, просто увидит и сделает свои выводы. А близкие каждое действие воспримут через призму Вашего образа, сложившегося за определенное время.
Почему для Вас нету смысла ухаживать за собой? Есть ведь что-то, что Вам хотелось бы сделать, приобрести, заняться? Побалуйте себя, можно даже просто всякими мелочами, ведь опять же, Вы живете своей жизнью, и у Вас есть свои потребности и желания.
Вы еще молоды, паниковать действительно рано. Очень здорово, что Вы видите в себе что-то, что Вам хотелось бы изменить. Здорово, что Вы готовы работать над собой, что задумываетесь над тем, почему что-то происходит в Вашей жизни. Мотивацией стоило бы заняться позже, а вначале все же обратить внимание на восприятие и принятие себя. Вам надо примириться с собой, найти те качества, которые подняли бы Вас в Ваших же глазах. Попытайтесь увидеть и найти в себе то, чем Вы могли бы гордиться.
О развитии коммуникационных навыков говорить можно много. Стоит определиться, где и как Вам удобнее, приятнее общаться с людьми. При очной ставке или в Интернете. Для очных ставок, возможно, Вам стоило бы просто потренироваться перед зеркалом. В произношении, в жестикуляции, в мимике. При общении в Интернете собеседник Вас не видит, а значит и Ваших колебаний, преодолевания себя тоже. Вы очень четко объясняете и раскрываете темы, попробуйте не сразу, с порога раскрывать каждое предложение собеседника, но чуть позже, задавать наводящие вопросы, что-то уточнять, спрашивать мнения на какие-то интересующие темы. Если Вы нервничаете или переживаете, об этом всегда можно сказать собеседнику. Так он сможет понять Ваше состояние, и менее предвзято относится к Вашим словам. Не бойтесь говорить о том, что в данный конкретный момент Вам немного неловко или страшно, в этом нет ничего такого.
За обычными "потерями людей" может крыться куда более глубокий страх. И все же, на первое время, если не разбирать этот вопрос более подробно, попробуйте для себя найти такие вещи, которыми Вы вряд ли воспользуетесь, но до сих пор хранятся у Вас. Подумайте, как сложно/легко Вам будет отпустить эту вещь, почему, и если особо сильных, деструктивных эмоций эта искусственная "потеря" не будет вызывать, попробуйте расстаться с этой вещью.
Спасибо Вам огромное за эту "воду", потому что Вы расписали все подробно, и это помогло как Вам, так и мне понять Вас лучше.
Для меня в Вашем послании было очень много сил и потребности что-то изменить в этой ситуации. Если вдруг у Вас возникнет желание поговорить об этом лично, то пишите, я Вам обязательно отвечу. [email protected]