Потерял всех друзей, со мной никто не хочет общаться.

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня зовут Николай и мне 23 года. У меня был лучший друг, с которым мы дружили несколько лет, но однажды я понял, что мы отдалились друг от друга и я был инициатором прекращения дружбы. Был у меня ещё один друг, которого я подставил в процессе учебы, ещё одного друга я потерял потому что одолжил у него денег и не смог вернуть вовремя (постоянно переносил срок, а потом стало неловко опять переносить срок возврата что я решил его игнорировать пока не отдам), третьего друга я потерял потому что я одолжил ему деньги и он не вернул во время, я разозлился, на говорил кучу гадостей и получил денег обратно, четвёртого друга я потерял так как подставил его на работе и его чуть не уволили, пятого друга я потерял так как я взял деньги на хранение, потратил а когда настал момент возврата я придумал историю что меня ограбили, а он в итоге узнал правду. Отец со мной не разговаривает так как я набрался очень много кредитов и когда стали звонить коллекторы пришлось все рассказать, Мама считает что я год ее обманывал из-за кредитов и сказала что отношение ко мне поменялось и я это вижу: она перестала улыбаться, интересоваться моими делами и к нас постоянно конфликты на фоне разности во взглядах по поводу моей жизни. Отец более раком и это ещё добавляет бензина в огонь. Итог: в свои 23 года мне хватило одного года дабы потерять своих друзей из-за денег и не только, со мной никто не хочет общаться (я кучу раз просил прощения) и самое ужасное с родителями я тоже все испортил, что хочется съехать оттуда. Во всех ситуациях виноват только я и никто больше, меня грызёт чувство вины, мне регулярно грустно и одиноко, а иногда по ночам спать не могу так как думаю обо всех этих людях и они регулярно мне снятся. Я не знаю что делать.
Автор вопроса: Николай Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Николай!
Чтобы не тревожила вина, и вы могли спать спокойно, нужно начинать исправлять, то, что произошло в вашей жизни и вам не нравится.
На что стоит обратить ваше внимание. Стоит обратить ваше внимание на истоки проблем.
Во-первых. На то, из-за чего вы теряете отношения и расположение близких людей – это ваш способ обращаться с деньгами. Вам нужно понять, как так происходит, что вы тратите чужие деньги и берете кредиты, а потом не можете их отдать. Что происходит в вашей жизни, что вы тратите чужие деньги? На что они идут, как вы пополняете их запас? Что вы делаете не так? Нужно найти эту ошибку и начать ее исправлять. Если вы начнете перемены в своей жизни, начнет исправляться ситуация, в которой вы оказались.
Вы ничего не пишите о вашей работе. Есть она у вас или нет? Если нет – нужно поставить цель и найти ее в ближайшее время, если есть работа, то нужно понять, что не так, раз вы оказываетесь в долгах и кредитах.
Только ваши активные действия могут изменить ситуацию.
Во-вторых. Общение с людьми. Если вы просите прощения у людей, идёте на контакт с ними, значит, вы понимаете, что общение вам необходимо, вы нуждаетесь в нем. Начните с отношений с родителями. Вы пишите, что испортили отношения с родителями. Вопрос к вам. Хотите ли вы восстановить эти отношения. Просто съехать – это значит не решить проблему, а убежать от нее. Съедете вы или останетесь, вы должны решить, готовы ли вы восстанавливать отношения с родителями и что-то для этого делать. Хотите ли вы чтобы отношения с родителями остались напряжённые или нет – все зависит от вас. Отношения можно восстановить. Вы делали определенные действия, чтобы доверие потерять. Теперь вам нужно подумать, как восстановить это доверие. Что нужно для этого сделать. Вы пишите, что у вас много разногласий с матерью по поводу вашего будущего. Разногласия можно решить не с помощью конфликтов, а с помощью конструктивного диалога. Пока что ваши доводы и ваши действия не могут убедить ваших родных, в том, что вы заботитесь о своем настоящем и будущем. Вероятно, они беспокоятся и ваши действия с кредитами, лишь подтверждают их опасения. Слова не так важны как действия. Когда ваши действия станут самостоятельными, когда вы сможете обеспечивать себе жизнь и помогать другим, тогда конфликтов в семье не будет, и вы себя почувствуете самостоятельным человеком. Тем более, что болен ваш отец, и в этот период вашей семье, как никогда нужна поддержка и взаимопонимание. Сама болезнь может вызывать разные чувства – страх, грусть, отчаяние. И важно чтобы в трудное время была помощь и поддержка всех членов семьи. Возможно, вам стоит обратиться к психологу, и обсудить более детально, что именно нужно поменять и какими способами можно изменить ситуацию.
И третье, ваши отношения с друзьями. Подумайте, что Вы можете сделать, чтобы искупить свою вину, чтобы люди начали снова общаться с вами. Например – раздать долги. Возможно отдав их, вы сможете восстановить отношения. Если же восстановить их не удастся, то, даже просто отдав долги, вы уже не будете чувствовать себя виноватым. Если не можете отдать прямо сейчас – установите срок, в который сможете уложиться, и выполните свое обещание.
С кем-то из друзей денежные моменты испортили ваши отношения, кому-то вы доставили неприятности. Попробуйте найти способ, чтобы как-то компенсировать людям свои промахи.
А с кем-то из друзей, как вы пишите, вы отдалились. И здесь причина вашего разрыва может быть не только в вас, но и в другом человеке. Если ее понять, то возможно, есть шанс отношения восстановить, если у вас есть такая потребность, так как долгая дружба не проходит бесследно.
В общем, Николай, начинайте что-то делать, чтобы поменять ситуацию, ищите способы вернуть отношения и начать строить новые. Вина нужна только для того, чтобы понять, как исправить свою ошибку, а просто так грызть себя бесполезно. Не отгораживайтесь от людей, сотрудничайте с ними. Многие ошибки можно исправить в этой жизни!
С уважением, психолог Абилева Ирина.