Закрытость и недоверие к другим.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Помогите пожалуйста понять, почему у меня возникает дискомфорт при общении или присутствии в компании двух и более человек, даже если эти люди мне приятны? Сразу возникает волнение, нежелание общаться с людьми, закрытость, замкнутость.
Второй момент, есть проблема закрытости, полного недоверия к людям, абсолютно ко всем, кроме конечно же родителей и самых близких родственников, коих единицы. При общении с человеком, невольно появляется чувство опасения, что человек может меня обмануть, подставить, использовать меня в своих целях, и это касается абсолютно всех людей, с которыми приходиться общаться. Не могу или не хочу никому доверять, считаю это глупым, и все время выполняю все дела сам, все делаю сам, никому не могу даже нормально поручить что-нибудь, все перепроверяю по десять раз, а то и больше. Это, как мне кажется, переходить уже в какую-то фобию. И вот, у меня возникает вопрос, причина всего этого? стоит ли доверять людям? Чувствую себя "человеком в футляре" из рассказа Чехова.
Очень боюсь рассказывать что-либо о себе, личной жизни и других вещах другим людям, порицаю себя за то, что делал это когда-то. Конечно же, могу обсудить общие темы, например, политику, проблемы общества, новости, здоровье и другие темы, но, что-либо о себе рассказывать, для меня это табу. Когда-то, я открылся некоторым людям, и после, придя домой, мне стало так морально плохо, хотя ни критики, ни негатива в мой адрес не было.
И вот у меня есть вопросы, причина отсутствия полного недоверия всем, всему и вся? Причина дискомфорта в компании более двух людей? Причина опасения что меня хотят использовать? Нужно ли и дальше продолжать не рассказывать что-либо о себе?
Заранее, спасибо за ответ!
Автор вопроса: Алан Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Денисова Виктория Юрьевна.
Здравствуйте, Алан!
Не доверять – это сценарий, по которому Вы живете. Когда он сформировался, ответить сложно.
Тотальная недоверчивость может возникнуть на почве собственного опыта, когда обманули друзья, родители, любимый человек. И тогда могла сформироваться избыточная требовательность к окружающим.
Один негативный опыт приводит к несправедливым глобальным обобщениям. Тогда нужно найти отправную точку, увидеть ее и перепрожить заново, принять другое решение.
Если в Вашей жизни не было такого опыта, который Вы можете вспомнить на сознательном уровне, что кто-то не оправдал ожиданий, предал, сделал больно – то значит Вы носите в себе набор реакций и чувств того человека, который когда-то пострадал из-за этого в Вашей родовой системе.
Вы приводите пример рассказ Чехова «Человек в футляре», Вам резонирует желание героя окружить себя оболочкой, которая могла бы защитить и спрятать его от внешнего мира.
Но Ваше ли это желание? Или это то, что Вы взяли в наследство от своей родовой системы, как выживательную стратегию: закрываться и не доверять. Разбираться в этом необходимо, поскольку недоверие может перерасти в социальную фобию, которая будет мешать и строить отношения и заниматься какой-либо деятельностью вообще.
Системные полевые процессы хорошо могут помочь увидеть корень проблемы и понять, где и когда произошла травма.
Так как есть сценарий не доверять, то здесь есть и желание контролировать окружающий мир, людей, находящихся рядом, это может происходить на бессознательном уровне.
Когда людей много – внимание рассеивается и контроль делается невозможным, отсюда возникает дискомфорт, когда в компании присутствует два и более человека.
Отношения с другими людьми – это всегда риск и не важно, что это за отношения. Чтобы осознать и принять этот риск – необходима уверенность в себе, иначе любой сюжет, когда Вы почувствуете, что что-то идет не так, может поглотить в пучину отчаяния.
Причина неуверенности кроется в том, что человек может заранее тревожится о том, что с ним могут поступить подло, то есть подсознательно считать себя человеком не достойного хорошего отношения к себе.
Опять же, когда произошло событие, которое явилось травмирующим и привело к тому, что Вы ощущаете эту неуверенность в себе и транслируете ее через недоверие к другим и чувствуете желание от всех закрыться?
Когда Вы были совсем маленьким ребенком, весь мир существовал вокруг мамы и от нее зависело насколько опасным или безопасным казалось окружающее пространство.
А насколько мама себя чувствовала в безопасности и доверяла этому миру когда была беременной Вами? Если мама ощущала тревогу и не чувствовала себя в безопасности, Вы могли унаследовать ее реакции.
Если с мамой не происходило ничего травматичного, значит корень проблемы лежит еще глубже. Применяя практики на подобие системных расстановок в этом можно посмотреть и с этим можно справиться.
На сознательном уровне нужно постараться отказаться от предрассудков относительно других людей. Они такие, как есть.
Случается, что человек подрывает к себе доверие, в такой ситуации нужна мудрость его понять и мужество не держать на него зло и обиду.
Доверие, как и мышцы можно тренировать, чем больше мы общаемся с людьми, учимся с ними контактировать, учимся им доверять и делегировать им что-то в каких-то мелких делах – тем увереннее в себе становимся.
При всем при этом у Вас есть замечательный ресурс – критическое мышление. Склонность перепроверять информацию и опираться в первую очередь на себя — это очень важные качества, которые Вам дала Ваша Система.
Осталось наработать новые стратегии, сделать так, чтобы не было перекосов. Сохранять трезвый взгляд на людей и на вещи, чувствовать собственную уверенность и научиться делегировать, — это то, чему следует стремиться научиться.
С Уважением, Ваш психолог - Денисова Виктория.