Как невротику научиться сотрудничать с окружающими, не испытывать стресс при общении с людьми?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я знаю, что самодиагностика не приветствуется специалистами, но я действительно очень давно пытаюсь разобраться в себе и, прочитав именно об этом типе невротиков, узнала в нём себя.
Причём, я действительно сильно затянула с осознанием этой проблемы, потому что была очень закрытой и теперь понятия не имею как из этого выбраться и вообще жить, получать от жизни удовольствие.
Нашла информацию, что я Обособленный невротик (установка – «движение от людей»). Я прочитала много, но о том как начать жить нормальной жизнью, какой должна быть терапия, я нашла очень мало информации. Так как я по-прежнему стараюсь перед всеми выглядеть лучше, я не смогу работать с психологом. Приходить и в глаза человеку говорить о своих проблемах мне будет тяжело, я боюсь, что буду врать или уклоняться от ответа и какой тогда смысл в такой терапии?
Можно хотя бы на начальном этапе обойтись без специалиста? Если да, то какие шаги необходимо сделать? Как вообще происходит терапия для этого типа невротиков?
На данный момент я избегаю любой ответственности и эмоциональной связи с людьми. Хотя... я впервые за долгое время осознала, что действительно хочу чтобы меня любили. Даже вспомнила о парне из школы, который был в меня влюблён. Сейчас, хоть я и не чувствую, что люблю его, я бы хотела быть с ним рядом. Это наверное жуткий эгоизм, но я чувствую как во мне ничего живого скоро не останется и тянусь к нему только потому что он меня любит. Кстати, то, что он в меня влюблён, причём ещё с детства, я только недавно поняла, сопоставила факты, раньше не замечала этого из-за комплексов и у меня была своя «любовь», вымышленная) Я нашла в классе 5 парня, который по поведению, ощущениям, взгляду похож на моего отца. Такой же высокомерный и себялюбивый. Отец меня не воспитывал, ушёл когда мне был год, потом иногда приходил, но мне всегда было некомфортно с ним.
От того парня меня так накрыло, что я про весь мир забыла. Все нормальные девушки общались с тем кто им нравится, а я боялась проявить инициативу и только сильнее закрывалась. Я не люблю навязываться и мне постоянно кажется, что я навязываюсь. Я с детства не умею общаться с людьми, строить дружеские отношения, о чём-то большем и говорить нечего) В детский сад не ходила, потом меня пнули в школу, в семье появился очм, родилась практически тут же сестра от него, всё внимание ей. Тут же переезд, пришлось переехать от бабушки, которая была всё детство рядом. Теперь я с ней общалась только на выходных. Я не нашла общий язык с одноклассниками, начала много есть, толстеть, комплексовать. Родители ещё и пили, дрались, жили 5 человек в 2х комнатах. Соответственно своего пространства у меня не было, даже на кровати не одна спала.
На данный момент общаюсь только с семьёй. Была подруга, но как только она начала меня чему-то учить, портить мне настроение своими истериками я её вычеркнула из своей жизни, надоело быть объектом манипуляций) В детстве бабушка вечно устраивала истерики демонстративно, чтобы я её жалела. Она очень любила вызывать у меня вину « вот вырастешь, забудешь бабушку», лезла в мою жизнь, входила в комнату без стука, даже когда мне уже 10-12 лет было.
С семьёй, из-за того, что я не знаю чего хочу, к чему стремиться в жизни, отношения напряжённые. Они меня воспринимают как какую-то больную и они правы наверное. Особенно младшая сестра, я с детства уделяла ей уйму времени, а теперь она отпрашиваясь к своему парню на дом, сказала, что она «единственная нормальная дочка».
Для меня в 15 лет идти домой к парню немыслимо. Меня более строго бабушка воспитывала и прививала недоверие к мужчинам, вплоть до того , что они заманят меня в свою квартиру и убьют, рассказывала страшные истории с того момента как мне исполнилось 2. До сих пор порой боюсь в подъезде подниматься, особенно если кто-то идёт сзади, а про прийти в чужую квартиру вообще молчу, остаться с кем-то наедине тоже страшновато.
Планировала написать немного,но чем больше пишу, тем больше всплывает мыслей...
Кстати, я вообще боюсь быть плохой что-ли. Например, стесняюсь своих чувств, желаний. Например, не хочу чтобы родители знали, что у меня есть парень, что я с ним сплю, люблю его, что он мне дорог,и это в 21! Я даже поцеловаться с ним при родителях не смогу. И, конечно же, у меня его нет. Ведь тогда может возникнуть привязанность, не дай бог отношения, женитьба, собаки, не дай бог дети. Я их не хочу, как и любой другой ответственности. Бегу как это огня, но просто на секс без обязательств тоже не согласна, я изголодалась по чувствам.
Я не устраиваюсь на работу потому что боюсь, что на пол года - год ещё зависну в своём городе, а переехать в другой не хватает смелости. И теперь, я ещё и поняла, что там я буду совсем одна, это меня пугает. Я не умею строить отношения с людьми, я там загнусь от одиночества.
С детства мечтаю о самореализации, бизнесе. В 8 лет написала свой первый бизнес-план, но он так и остался планом. С каждым днём всё меньше и меньше веры в то, что я всё-таки возьму ответственность и реализую хотя бы что-нибудь. У меня всегда куча идей, но я как будто бы боюсь их проверять, вдруг они туфта. И ещё, если я возьму заказ, то я буду должна его выполнить, это уже несвобода...звучит смешно, но даже малейшая обязаловка вызывает у меня неприятные чувства.
У меня есть опыт работы в 17 лет, я нашла способ зарабатывать на праздниках, это был не найм и не бизнес, а самозанятость скорее. Я нашла возможность за 4 часа работы зарабатывать 7000 (не считая нескольких встреч), мои ровесники продавцами и промоутерами столько за месяц не зарабатывали, а я могла делать больше рекламы и брать больше заказов. Но эта работа была связана с людьми, а постоянное общение с ними вызывало у меня все больше и больше стресса. Нерешенные конфликты дали о себе знать и все больше и больше я страдала от необходимости снова и снова ехать на мероприятие. Не делала своё портфолио, не меняла программу, в общём, из-за огромного чувства вины я ушла от этого дела, вернее убежала. Потом, в тяжелые моменты снова к этому возвращалась. Я давала объявление, а когда звонили люди я с представляла, что придётся пережить это заново и не брала трубку или говорила, что дата занята.
Мама однажды спросила меня: почему я не хочу продолжать работать в этой сфере. Я не помню, что я ответила, но помню как она сказала мне, что «деньги не пахнут». Иными словами, ей было все равно что я чувствую. Главное, что я зарабатываю деньги. Однажды мы ехали в машине, она забирала меня с мероприятия, я не уверенна, что она это имела в виду, но вроде как она недвусмысленно намекнула, что заработанные деньги я должна класть в семейный котёл, а не к себе в карман. Я их не тратила, я копила на покупку или открытие своего бизнеса. Ей соврала, что коплю на институт. Вместе с тем, что мне давали, а я экономила, дарили на день рождения, а я не тратила, я складывала и заработанные. Я так жалею, что во всём себе отказывала и не получала удовольствие от жизни, не тратила деньги, не покупала вещи, могла себе позволить, но не покупала. Я с детства видела как маме тяжело зарабатывать деньги и наверное придаю излишнее значение им. Моя прабабушка тоже все время учила меня складывать деньги, якобы потом они пригодятся. Я так и делала. К слову, моя сестра готова требовать от родителей очень весомые суммы, никогда не копит и вообще живёт одним днём, Выглядит она раз в 100 счастливее меня. Я всегда стеснялась просить деньги, на всё тратила свои, когда родители сами давали было неудобно брать что-ли. Сейчас, от заказчиков, тоже как-то не могу представить, что буду брать деньги.
Так же моя семья всегда была пьющей, ругающейся, дерущейся и т.д. В детстве, я решила, что не буду пить, но похоже скатилась другую зависимость. Интернет, фильмы, больше всего люблю сериалы. Для того чтобы просто отключиться и не думать о своей жизни, а вернее о том что в ней творится. Просто уйти в забвение. Как алкоголизм, только хуже, я живу жизнью героев, это даёт мне хоть какие-то эмоции.
Как проходит мой день? Я смотрю сериалы, фильмы,слушаю музыку, ем, иногда беру себя в руки и всё-таки делаю что-то полезное. Очень редко. Мне кажется, что всё бессмысленно и даже с деньгами я не буду счастлива. Съеду от родителей, закроюсь на съемной квартире и сойду с ума от одиночества.
Школьные годы, лет с 11, как появился интернет я кстати так же проводила своё время, из-за походов в школу и необходимости сидеть на уроках я не замечала, что что-то не так. Мечтала о будущем, я хотела уехать от родителей и там далеко от них начать жить свободно. В школе у меня была подруга с 4 по 8 класс, только 1 подруга больше не было. Я всегда отталкивала людей, думала, что если я им буду интересна они должны сами проявить инициативу, я не хотела быть навязчивой. С этой подругой вообще сошлась случайно. Родителям она не нравилась, как и все люди, которых я сама выбираю.
В статьях про это вид невроза сказано, что нужно начать с укрепления самодостаточности и прорабатывать мои страхи. А также начать с развития внутренней силы и уверенности в себе.
Как именно укрепляется самодостаточность?
Что предпринять для развития внутренней силы и уверенности в себе?
Огромное спасибо, что дочитали и уделили мне внимание. Я описала, всё что посчитала нужным, но могу ответить на уточняющие вопросы, если это будет нужно)
Автор вопроса: Кира Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Кира!
Всегда с осторожностью отношусь к диагностике типов личности и Вам советую. А то посчитаешь достаточным совпадения по какому-либо типу и не заметишь, что за ним скрывается что-то другое. Однако, с уважением отношусь к Вашему желанию разобраться в себе и происходящем.
Если уж рассматривать тот тип, что Вы определили для себя самостоятельно, то ему характерны (по К. Хорни) следующие особенности: постоянная череда жертвенной зависимости перед другими и агрессивной враждебности к окружающим, которые не могут по достоинству оценить способности или определенные качества человека, а еще постоянные «качели» между высокомерной обособленностью (нет друзей и близких и не надо) и угодливой уступчивостью (снизойду до общения, но не признаюсь, что это мне надо больше всего).
Особенности такого поведения появляются, если с детства ребенка мало поощряли к самостоятельности и хвалили, если основным направлением взаимодействия между ним и родителями было добиться абсолютного послушания. При этом ожидалось, что такие качества, как самостоятельность, предприимчивость, настойчивость, желание и умение пони-мать другого, чуткость и искренность волшебным образом разовьются сами по себе, без особого вмешательства. Все это формирует у ребенка повышенную тревожность, зависимость от отклика на его действия извне, потребность избегать опасности, которую несут с собой контакты с окружающими, недостаток доверия к окружающему миру.
Обычно, такое в отношениях родителей и детей происходит из-за неспособности родителей самих воспринимать окружающий мир без серьезных опасений. Тогда они преследуют целью сделать ребенка бессильным и безопасным в отношениях с ними, неспособным докучать им и хотя бы таким образом контролировать часть внешнего мира. Одно-временно, у таких родителей есть представление о чрезмерно завышенных требованиях социального окружения к ним, что они продолжают транслировать через требования ребенку соответствовать такой окружающей среде. Понятно, что при этом нормальный ребенок не может соответствовать этим требованиям по определению, поскольку он с трудом соответствует требованиям даже своих родителей, о чем они непременно сообщают ему через запреты на его действия, наказания за непослушание, высмеивания его ошибок, обесценивание его успехов.
Поэтому такой отчужденный ребенок привык, что все что он делает или думает оценивается критично изначально, при этом либо оценивается вся его личность ( нормальный ребенок так бы не поступил, не подумал, не сделал), или он получает высокомерную похвалу смотри-ка, смог дотянуться до нормальных или особенных, не ожидал от тебя такого).
Поэтому ребенок учиться избегать любого действия, где может допустить ошибку, не быть лучшим, не дотянуть до высокой планки и т.п., потому что не хочет в очередной раз получить низкую оценку окружения на свои действия. Это будет касаться всего – отношений, работы и карьеры, финансовой и эмоциональной независимости от других. Отсюда желание быть высоко оцененным и желание достойной оплаты за свои успехи в бизнесе, например, и невозможность получить эту оплату и считать ее достойной для себя, а себя достойным ее. Или желание иметь отношение и страх, что они будут высмеяны или обесценены окружающими.
Отсюда же ощущение необходимости работы над собой и страх раскрыться перед другим в попытках разобраться в себе (страх психотерапии). Это круг, из которого не так-то просто выскочить!
Ну вот и дошли до ответов на Ваши вопросы.
«Можно хотя бы на начальном этапе обойтись без специалиста? Если да, то какие шаги необходимо сделать? Как вообще происходит терапия для этого типа невротиков?»
Наверное, можно. Но я не знаю положительного результата от такой работы без соответствующей подготовки или образования. Поэтому, обычно, подобная терапия проходит в кабинете психолога или психотерапевта в соответствии с его опытом подобной работы.
«Как именно укрепляется самодостаточность? Что предпринять для развития внутренней силы и уверенности в себе?»
Все начинается с понимания причин своего поведения и необходимости его изменения. Ведь возможно, что нужно всего лишь подкорректировать свое поведение с учетом изменившихся условий существования и своего развития как личности, что-то укрепить, что-то отбросить, чему-то новому обучиться и принять в свой арсенал. Для этого лучше всего просто начать свою терапию, свой анализ себя, узнать и понять о себе то, что не было известно или отбрасывалось за ненадобностью в других условиях существования. А вообще, знакомство с собой и пересмотр своей истории жизни и развития всегда ресурсная работа, которая дает много бонусов самому человеку. Главное – желание полюбить себя и немного усилий в начале такой работы.
С уважением, Елена Гладкова