Ужасная концентрация. Как стать хорошим слушателем?

Вопрос психологу:
Проблема заключается в том, что у меня очень плохая концентрация и слабое удерживание внимания. Приведу простой пример. Захожу в кабинет с искренним намерением слушать лекцию и записывать полезную информацию. Но каждый раз, когда пытаюсь слушать лектора, мое внимание всё время перескакивает на посторонние мысли. Например, если в своей речи лектор просто спросит у нас не видели ли мы мел, я могу не по своей воле дать волю фантазии и представить, как разрабатывают этот мел в фабрике, затем как его экспортируют, после доходят до рук поставщиков, после посредники, а только потом этот мел достается до нашего лектора. И пока погружен в своих мыслях, не замечаю как пропустил начало лекции. То есть такая слабая концентрация наблюдается очень часто. Почти на всех лекциях.
Но если лекция на самом деле для меня интересна, моя концентрация заметно улучшается, могу до конца слушать лектора с полным фокусом, но только в том случае, если это интересно. В противном случае, как бы сильно я не старался, у меня не получается удержать внимание. Это сильно сказывается на моей успеваемости. Приходится оставаться после лекции, и перечитывать материал самому. Даже в том процессе, когда я сам занимаюсь учебой, мне сложно дается прочитать и понять смысл абзаца с первого раза. Приходится перечитывать до тех пор, пока не пойму контекст. Но всё это лишь полбеды. Настоящая трудность наблюдается во время важной беседы с человеком. Когда человек напрямую обращается ко мне и произносит речь, мне очень сложно сфокусироваться и полностью выслушать его речь. Мое внимание всё время перескакивает на что-то другое. Каждый раз переспрашивая, я кажусь плохим слушателем. Часто бывает из его речи упускаю очень важные моменты.
Автор вопроса: Чингис Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Чингис!
Внимание всегда показатель интереса к тому, на чем его необходимо сфокусировать. И, обычно, его и используют для определения этого интереса. Кстати, это касается всего — и слушать, и говорить, и делать, находится в отношениях.
Должна сказать, что у такой проблемы как нарушение концентрации внимания может быть множество причин, поэтому к ее решению стоит подойти комплексно. Поскольку среди прочих можно выделить такие, как депрессия, повышенная утомляемость, стрессы, , наличие незавершенных дел или чрезмерное их количество, снижение физической активности, травмы и ушибы головного мозга, то и спектр специалистов, к которым следует обращаться будет от терапевта и невролога, до психотерапевта или даже психиатра.
Иногда дефицит внимания становится следствием гиперактивности в детском возрасте. Их иногда и пишут в одном диагнозе. Но, если нет каких-либо органических предпосылок к подобному явлению, то можно смело говорить, что проблема подлежит решению.
Как я уже указала, утомляемость или неспособность правильно организовать свою деятельность может решится на уровне правильной организации своего расписания. Этот простой способ позволит за раз делать только какое-то одно дело или задание, что исключит возможность соскальзывания внимания на другие, а также позволит организовать и чередовать время для занятий и отдыха.
Существует множество медитативных техник, которые позволяют работать с концентрацией внимания. Их имеет смысл также включить в свой ежедневный график. И опять же, интерес.
Возможно, то, чем Вы сейчас занимаетесь не вызывает его у Вас, либо специалисты дают материал таким образом, что это не способствует его хорошему усвоению. И если во втором случае приходится проводить время, посещая подобные занятия, а затем самостоятельно углубляться в материал, чтобы все-таки извлечь из этого пользу( при наличие интереса к самому предмету или теме), то в первом, на мой взгляд, бесполезно впихивать невпихуемое (Сорри за мой французский!).
Вы, кстати, и сам подтвердили свою способность интересоваться материалом и запоминать его, если он вызывает у Вас интерес. Так что, следуйте за своим интересом!
К сожалению, наше образование не предусматривает это самое «следуйте за интересом» и учащиеся вынуждены осваивать все утвержденную программу для получения заветного свидетельства их успешного образования. Но, если Ваши цели Вам понятны, то и такая малость, как трудности на пути их достижения лишь малая плата за то, чтобы добраться к ним. Придется поднапрячься и осилить даже то, что кажется непреодолимым и требующим больших усилий или искать путь достижения своих целей по другому.
В любом случае, инструментов для этого сейчас достаточно и специалистов, которые могут помочь в этом деле также хватает. Главное — решиться и предпринять для этого кое-какие шаги. В общем, без труда... - дальше любое желаемое действие по своему усмотрению.
С уважением, Елена Гладкова