Конфликтные ситуации и способы выхода из них.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мой вопрос заключается в следующем: после конфликтов, отстаивании своих границ и интересов, даже выходя победителем, я долго переживаю, прокручиваю ситуацию в голове. Какие способы и приемы нужно использовать, чтобы отстоять свои интересы и при этом не переживать и расстраиваться?
В последнее время я стала замечать, что я нервирую окружающих людей, конфликт может начаться в магазине, в метро, на улице, я не провоцирую людей, в любом случае намерено, не начинаю конфликт первая, а защищаюсь. Дело в том, что на данный момент, я нахожусь в декретном отпуске и моя жизнь медленная неторопливая, совсем в другом ритме, чем видимо и раздражаю окружающих. Мне кажется, что я потеряла социализацию и навыки общения. До декрета, я работала врачом скорой помощи и подобных чувств не испытывала, всегда была собрана и могла договориться с практически с любым человеком из-за разной прослойки общества. Переживаю, что окончательно разучусь коммуницировать с окружающими, но основная проблема, заключается в том, что я стала ранимой и восприимчивой. С такими приобретёнными качествами мне крайне сложно будет полноценно жить, надеюсь что это по выходу из декрета пройдёт, но такой застревающий тип личности меня не устраивает. Как можно с этим поработать?
Автор вопроса: Жанна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Жанна! Спасибо, что обратились на наш сайт.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Естественно, что с рождением ребенка меняется не только уклад жизни, но и женщина в целом. Причем изменения затрагивают не только физиологические процессы, но и психику. Этим изменениям подвержены все женщины, это не считается патологией, это естественный процесс восстановления после беременности и родов. Частично изменения в психике связаны с так называемой «гормональной бурей», большое количество гормонов, которые вырабатывались во время беременности резко падает, а им на смену приходят уже другие гормоны. Гормональные перестройки несомненно влияют на эмоциональное состояние женщины. Женщина становится более тревожна, ранима, обидчива, вспыльчива и т.д.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ В связи с вышесказанным конфликтные ситуации, о которых Вы упоминаете в письме, возможно могут Вами неправильно трактоваться. В связи с этим я бы порекомендовала записаться на личную консультацию к психологу, где у Вас будет возможность подробно разобраться в конкретном случае, что бесспорно прольет свет, что именно могло послужить частому возникновению конфликтных ситуаций в Вашей жизни. Обидчивый и ранимый человек склонен нейтральные слова, звучащие в его адрес воспринимать как негативные или критику. Что в свою очередь провоцирует его на защиту границ собственной личности, тем самым порождая конфликт на ровном месте. Так же хочу отдельно отметить, что активно отстаивая свои границы необходимо считаться и с чужими.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Переживания, прокручивание ситуации и возможное возникновение вместе с ними чувства вины говорит о том, что Вы до конца не уверены в своей правоте, сомневаетесь все ли сделали верно. Чтобы избавиться от чувства вины, нужно разобраться в причинах его возникновения. Вина бывает двух видов: Реальная - за совершенные поступки и невротическая - за несоответствие неким установленным правилам. Как правило, идет из детства, если ребенок рос с критикующими и чрезмерно требовательными родителями. В этом случае необходимо разобраться в себе: проясните образ себя и учитесь принимать себя такой, какая Вы есть.
Если, анализируя ситуацию Вы определили, что действительно есть реальные поступки, из-за которых вы чувствуете себя виноватой, то задайте себе вопросы: "Могу ли я изменить эту ситуацию?" и "Как я могу искупить свою вину?". Если вина ощущается вами как нечто общее, не связанное с вашими поступками, а в целом с вашим существованием в мире, можете попробовать разобраться, используя следующие вопросы: За что я себя так настойчиво наказываю? Как посмотрел бы на вашу ситуацию очень мудрый человек? Чего я на самом деле хочу в жизни?
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Так же то, что Вы описываете очень похоже на самокопание. Самокопание – это прямой путь к депрессии, поэтому лучше не пускать его на самотек. Дело в том, что при самокопании мысли зачастую концентрируются вокруг исключительно прошлых неудач и попыток изменить прошлое. Как правило формируется определенный алгоритм действий: выявление в себе нежелательных качеств → переживание по поводу их присутствия → поиск оправданий за бездействие.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Самокопание по сути является признаком закомплексованности и неуверенности в себе. В вашем случае причиной могло стать изменение привычного образа жизни, уход в декрет и сокращение социальных контактов. Попробуйте проанализировать себя и свое поведение, обратите внимание на следующие признаки самоедства, не свойственны ли они вам:
• постоянная концентрация на негативе;
• сожаления о прошлом, конкретных ситуациях из него;
• обвинения себя перетекают в оправдания плохих привычек и черт характера;
• страхи и опасения – ваши постоянные спутники;
• мысли зациклены на причинах прошлых событий;
• часто бесцельное блуждание ума по дням минувшим;
• осознание недостатков не вызывает стремление искоренять их и т.д.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Я могу порекомендовать следующее:
Как можно чаще старайтесь отслеживать и контролировать свои мысли. Отмечайте где именно они сконцентрированы в будущем, настоящем или прочно засели в прошлом?
​ Насильно прекращайте мысленную «жвачку», относящуюся к событиям из прошлого.
Во всех ситуациях ищите положительные моменты, даже в тех, которые кажутся безнадежными. Так же очень полезно, если во всех ситуациях Вы будете находить точки роста, возможности для развития.
Если у Вас вдруг возникло большое желание покритиковать себя не надо устраивать самобичевание, сформулируйте конкретную цель и план по устранению того или иного недостатка.
Проанализируйте себя путем поиска достоинств и недостатков. Причем делайте это таким образом, чтобы на каждый недостаток приходилось как минимум одно достоинство.
​ Помните любая негативная ситуация из прошлого должна вести Вас к новым целям, планам, пересмотру ценностей. Ищите в каждой ситуации ценный опыт и на его основе двигайтесь дальше.
Ставьте себе новые цели, прописывайте план действий, причем первый пункт плана должен быть выполнен уже в ближайшее время. Не откладывайте в долгий ящик, действуйте!
Найдите себе занятие по душе, займитесь творчеством или рукоделием. В общем всем тем, что приносит Вам душевный покой и гармонию.
​ Займитесь саморазвитием, осваивайте новые навыки, получайте свежую информацию.
Самокопание – это пассивность, а бороться с пассивностью можно только активными действиями. Самокопанием занимаются те, кто не готов к переменам в жизни. Если вы поняли, что эмоциональная трясина засасывает, начинайте работать над собой. Превратите самоуничижение в самоанализ, и выйдете из ситуации победителем.
С уважением, Елена