Странное состояние отчуждённости при общении.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, недавно я осознала что у меня существует социофобия и конечно, как многие я не уверена в себе. У меня есть такая проблема что при общении я часто молчу, больше задаю вопросы чтобы другой человек говорил больше чем я, потому что если начну говорить я - то сразу начинаю слышать себя со стороны, мои слова очень общие и сильно окрашены эмоциями. Я не думаю о предмете разговора, а о том как я выгляжу в этот момент и КАК я это говорю. Буквально на середине предложения меня охватывает страх что я сейчас скажу что-то глупое или уже говорю или собеседнику не понравится как я говорю. Это очень мешает мне жить, потому что я в итоге говорю не то, что хотела, потому что мыслями была не здесь. Я очень много читаю по психологии и постоянно думаю о том как сделать свою личность лучше, что и способствует наверно этому вечному анализу. Я не имею понятия как избавиться от этого страха, но вроде как понимаю что корни растут из страха оценки и неуверенности. Я чаще пробую говорить и знакомиться, но также часто со мной случаются такие состояния и мне страшно что из-за этого то люди и не смогут понять какая я и что на самом деле хотела сказать. Очень надеюсь, что вы не посчитаете этот вопрос глупым и не стоящим внимания и что может у кого-то было что-то похожее.
Автор вопроса: Руслана Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Белова Марина Валентиновна.
Руслана, здравствуйте!
Вопросы, которые вы задали очень важные. Вы большая молодец, что пытаетесь решить возникшую проблему. Давайте вместе поисследуем, как так получилось, что вам очень важно, чтобы при знакомстве, разговоре или встрече вы производили только положительное впечатление на собеседника, т. е. другими словами обязательно ему понравились.
Попробую рассказать своими словами. Вот родился маленький человек, он сначала вообще ничего не понимает и говорить даже не умеет. Затем в процессе жизни в семье он начинает всему обучаться и первыми и главными его учителями становятся его родители, причем самым главным учителем мама. Мама любит своего ребенка, радуется его успехам, помогает пережить неудачи, а неудачи они всегда есть, на них человек совершенствуется, они наши главные учителя по жизни. И постепенно ребенок, а потом и повзрослевший человек понимает, что с ним все окей и принимает себя таким, какой он есть. Получив от родителей эту опору, он потом всегда использует ее в жизни, если он встречает неодобрения или не согласия, он знает, что это просто другая точка зрения и вполне спокойно ее переживает. Эта опора называется в психологии по-разному, в этом письме назову ее любовь к себе или самооценка. Он спокойно живет с ней и ему не надо каждый раз получать ее подтверждение у других людей.
Но, к сожалению, по независящим от ребенка причинам все может в его семье складываться по-другому. Мама конечно же его любит, только, например проявляет свою любовь в виде неодобрения и не принятия ошибок, которые совершает ребенок или выставляет завышенные требования, которым он должен соответствовать. Ну например, не шалить, громко не разговаривать, быть очень послушным и никого не расстраивать. В такой семье ребенок начинает думать, что часто с ним что-то не так и каждый раз по маме, как по компасу сверяет то, что он говорит, то, как он себя ведет. В результате повзрослев он так и не присваивает себе то, что с ним все окей. Мамы нет, но появляются другие люди, с которыми, он начинает общаться и дружить и этот взрослый человек, каждый раз начинает у них искать одобрение. А если с мамой было уже все более-менее понятно, то здесь все гораздо сложнее, так как это новые, незнакомые люди. Сложно найти путь понравиться и получить привычное одобрений. Поэтому и возникает то поведение, которое вы описали в письме.
Руслана, вы на правильном пути, что стали самостоятельно изучать психологию. Правда решить данную проблему самостоятельно задача не из легких. Попытаюсь объяснить. Дело в том, что у вас нет навыка, который нарабатывался годами, пока вы росли в семье. Самостоятельно его выработать и присвоить себе очень сложно. Я рекомендую вам пройти психотерапию. В отличие от большого количества незнакомых людей, психолог поможет найти эту вашу личную опору, самоценность, которую вы присвоите себе, а потом будете на нее опираться в процессе дальнейшей жизни.
Если надумаете, пишите.
Всегда рада буду вам помочь.
С уважением,
Белова Марина