Как наладить отношения в группе и не быть тихоней?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Меня зовут Маргарита, мне 18 лет. Я хочу узнать как наладить отношения в группе и перестать бояться сказать лишнее слово и не быть тихоней. Сама я очень застенчивая и сложилась такая ситуация что весь первый курс я общалась только с 1 девушкой, из-за этого все считают меня тихой и практически не замечают. Сейчас с этой девушкой мы перестали общаться, без причины она перестала со мной разговаривать и общается с другими, хоть было все хорошо. В итоге я осталась одна и в коллективе ни с кем не дружу и не общаюсь, даже стесняюсь что-то громко спросить у преподавателя. Из-за этой ситуации и застенчивости чувствую себя ужасно и не комфортно находясь в группе, как не в своей тарелке. Как побороть это в себе и хоть чуть наладить отношения с другими, что бы меня начали замечать, начали общаться со мной и не считали забитой тихоней. Я не понимаю почему я такая, с самооценкой у меня все в порядке, себя я люблю, но эта скромность, хоть убей, не могу её побороть. Я хочу быть открытой и общаться со всеми.
Подскажите, что мне делать? Подскажите, что можно почитать, какие методики есть, как избавиться от скромности. Спасибо большое заранее. С уважением, Маргарита.
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Здравствуйте, уважаемая Маргарита! Вы пишете: "Сама я очень застенчивая и сложилась такая ситуация что весь первый курс я общалась только с 1 девушкой, из-за этого все считают меня тихой и практически не замечают." Правильно вы устанавливаете причину и следствие? Неужели всех, кто общается только с одним человеком, не замечают? "...даже стесняюсь что-то громко спросить у преподавателя. Из-за этой ситуации и застенчивости чувствую себя ужасно и не комфортно находясь в группе, как не в своей тарелке " Давайте попробуем разобраться что такое застенчивость. Застенчивость - некий страх, боязнь, которая не позволяет вам нормально общаться с другими. Чего вы боитесь, когда стесняетесь что-то спросить у преподавателя? Может быть, у вас наоборот есть страх быть замеченной, ведь стоит вам заговорить и все обратят на вас внимание? Если так, то что вы боитесь показать людям? Вы стыдитесь себя? Вы застенчивы с детства (таков ваш темперамент) или это произошло под влиянием каких-то событий? "Как побороть это в себе и хоть чуть наладить отношения с другими, что бы меня начали замечать, начали общаться со мной и не считали забитой тихоней. " Вы хотите общаться или чтобы вас замечали? Это разные вещи. Можно быть заметным, но лично ни с кем не общаться, только поверхностно. А можно общаться с 1-2 людьми, но быть незаметным. А можно общаться с 1 человеком и все-равно быть заметным. Вопрос такой: зачем вы стремитесь именно быть заметной? Откуда идет недостаток внимания? Достаточно ли любви вам подарили родители? Любите ли вы себя сами? Почему не можете без внимания группы? Не внушали ли вам родители, что нужно быть скромной? "Я хочу быть открытой и общаться со всеми." Возможно, вы хотите поменять свой психотип. Если вы интроверт, то зачем вам общаться со всеми? Находите своих людей и общайтесь с ними. Попробуйте почитать про акцентуации и пройти тест на них. Теперь по поводу вашей проблемы. Решение у нее одно: перебороть себя. Делать вопреки. Боитесь спрашивать? Встаньте и спросите громко. Боитесь общаться? Идите и общайтесь. Таким образом, преодолевается барьер. Вы начинаете видеть, что в общении нет ничего страшного.
1.Поставьте себе цель: на семинарах активно включаться во взаимодействие с преподавателем, задавать вопросы, поднимать руку и отвечать. За каждое такое действие обязательно хвалите себя и отмечайте свои маленькие успехи в дневнике.
2.Еще одна цель: начать общаться с людьми. Вы учитесь в университете, а значит, найти общую тему для обсуждения со студентами не составит труда - говорите о чем угодно, что вы думаете о лекциях, о пройденном материале, о мероприятиях, об обучении, а потом можете нащупать с кем-нибудь что-то общее и перейти на более личные темы. Ваша задача - ПОДХОДИТЬ к сокурсникам и РАЗГОВАРИВАТЬ с ними. Наверняка, они будут удивлены этим. Никак нельзя завести друзей, когда ты сидишь в своей раковине, ведь тогда тебя никто и не услышит. Сначала вам может быть тяжело, но постепенно страх должен исчезнуть. Люди не кусаются просто так. Только не лезьте к агрессивным типам, они могут почувствовать вашу слабину. Почитайте Дейла Карнеги "Как завоевать друзей". Поставьте себе цель - измениться! Вы можете это сделать. Возможно, вы не станете местной звездой, но, наверняка, найдете интересных собеседников, а может и хорошего друга.
И еще немного пищи для рассуждений: кем вы себя видите в группе? Кем хотели бы видеть? В любой группе есть своя иерархия, там есть лидер, его ближайшие соратники, общая масса людей, изгои, бунтари, иногда оппозиция лидера. Порой группа делится на маленькие подгруппы, где никто толком друг с другом не общается. Иногда бывает наоборот: дружный коллектив. Вы делаете акцент на том, что не хотите быть тихоней и хотите чтобы вас замечали – кто конкретно замечал? Все? Возможно, это чувство связано с тем, что вы сами не ощущаете своего присутствия и умения высказать веское слово, проявить себя как личность, показать какие-то свои таланты, а это приводит нас к пункту номер три.
3.Важно в целом побороть неуверенность в себе. Для этого нужно понять откуда у нее растут ноги, а это лучше делать со специалистом. Удачи вам в самоисследовании! Пускай ваша твердая воля вас не подведет на пути к изменениям.