Настоящая дружба или дружба от безысходности?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в моей ситуации. Меня зовут Ксения, мне 24 года, я замужем, детей пока нет. Есть у меня подруга, дружим где-то класса с 6. Так сложилось, что мы стали еще и родственниками. Мы обе замужем за двоюродными братьями, еще плюс и живем рядом. Правда она живет со свекровью, а я нет. Я много раз анализировала нашу дружбу за все это время, но так и не смогла прийти к какому-либо решению. Когда еще мы только начинали дружить было много разных ситуаций, часто гуляли в разных компаниях. Со временем наша дружба крепла и мы были не разлей вода. Но раньше, как мне кажется, она дорожила мной... Это выражалось в том, что она была менее конфликтной, мы находили компромиссы, она не тянула одеяло на себя, это при условии, что она сама по себе очень вспыльчивый человек в отличие от меня. Я чаще всего лучше какое-то недовольство переборю внутри себя. Год назад у нее появился малыш. К сожалению, получилось так, что отношения с мужем у нее начали портиться, со свекровью вечные скандалы. Сначала, т.к. я временно не работаю, часто ходила к ней и помогала с малышом. Теперь она почти каждый вечер появляется у нас дома, я была бы не против, но эти посиделки до поздней ночи, еще что меня очень волнует, она стала часто выпивать-причем исключительно у нас. Я могу ее понять, мне ее жаль в такой сложной семейной ситуации, когда постоянно дома негатив, но я тоже не железная, я устаю, у меня есть муж, который целый день на работе и требует от меня хоть какого-то внимание. Я пыталась ей намекнуть, но она как будто не замечает этого. Самое ужасное, что я стала замечать - если у нас дома нечего выпить или нет сигарет она может не прийти вообще. Что же получается? Я просто человек к которому можно прийти, выпить, покурить, излить душу и пойти домой? Я стала замечать, что когда я с ней чем-то делюсь или рассказываю, она меня может не слышать вообще, она интересуется мной только когда ей что-то надо. Вроде она говорит, что я ее лучшая подруга, она делиться со мной такими вещами, которые больше никто не знает, но все ее действия говорят о другом. Я, например, когда она говорит, что устала, я не настаиваю на встрече, не обижаюсь - она делает все наоборот. Я не могу понять, что происходит? Она использует меня? Я не могу разобраться до сих пор... Что делать? Говорить с ней бесполезно, много раз пыталась до этого в других ситуациях - воспринимается все в штыки.... Меня это все почему-то сильно угнетает, помогите разобраться. Спасибо за ранее!!!
Автор вопроса: Ксения Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Ксения,здравствуйте!
Возможно и скорее всего Вы для своей подруги на самом деле единственный человек, к которому она может сбежать. И да, в минуты слабости иногда людям хочется себя особенно разрушать – сигаретами и алкоголем. Не стану вдаваться в детали того, почему это так, сейчас речь не о том. И да, сейчас Вы для нее просто человек, к которому можно прийти, выпить, покурить, излить душу и пойти домой. Это не вписывается в Ваши рамки понимания дружбы? Тогда, возможно, Вам стоит начать с того, чтобы для самой себя определить что для Вас приемлемая дружба. В чем она заключается. Конкретно, прямо списком. Понять, что из этого списка не соблюдается (к примеру, общение раз в неделю) и начать строить отношения с подругой уже по-новому. Можно еще раз попытаться будет с ней поговорить о том, что для нее значит дружба. Рассказать о своем видении. И начинать выстраивать новые отношения.
Все дело в границах. И сейчас Ваши границы прогибаются под давлением поведения подруги. Но это Ваши границы, а, значит, только Вы и можете с ними разбираться. Не Ваша подруга виновата. Она соблюдает свои границы. И сейчас ей важно и комфортно вести себя именно так. А Вы должны заботиться о своем. И тогда в ходе того упражнения, которое я Вам предложила, Вы либо поймете, что да, я сейчас нужна подруге и это и есть дружба – помогать в трудный час, быть рядом. Либо Вы поймете, что да, я готова помочь, но не так. А как – уже Вам решать, опять же.
В любом случае, Ксения, с любых точек зрения Вашей подруге стоит исключить употребление алкоголя и сигарет. В любых сложных ситуациях это еще больше вгоняет в яму. Т.к. начинает на органическом уровне уже влиять на состояние подавленности и депрессии. Это очень серьезно. Есть вариант поговорить с подругой откровенно, сказать, что Вам есть до нее дело и именно поэтому в Вашем доме она больше не найдет ни выпивки, ни сигарет. Полагаю, что это может кардинально изменить ситуацию….и Вы должны быть к этому готовы. Она это может воспринять как то, что Вы отвергаете ее, что Вам жалко или что-то еще. И отношения испортятся окончательно. Но в любом случае, пришло время что-то менять. А перемен люди не любят…
И еще, она Вас не слышит не потому, что ей нет дела. Ей сейчас плохо. То, что Вы описываете, говорит о том, что у нее очень сложное состояние внутри. У Вас когда-то болел кто-то гриппом в семье? А Вы за ним должны были ухаживать? Помните, какими капризными становятся люди? Да себя хоть вспомните, когда Вам плохо – свет слишком \яркий, звуки слишком громкие, запахи вообще непереносимые. Хочется именно гранатового сока, а не яблочного. И пюре должно быть на молоке! И ни о каких других проблемах Вы думать не можете – не рассказывайте мне как там у вас дела, я не хочу этого сейчас знать. Я сейчас болею и мне нужны силы на выздоровление. Помните?
Так вот, это так и называется «характер больного человека». Ваша подруга сейчас больна. Она нуждается в теплых компрессах, горячем чае с лимоном, безвозмездной любви, принятии, поддержке. Она свои проблемы не может решить, как она еще и Вас может слушать? Ее восприятие сейчас сужено до точки. А в этой точке вся ее боль и отчаяние, там нет места ничему большему.
Я могу порекомендовать Вашей подруге обратиться за психологической поддержкой и помощью (можно даже онлайн). Это очень важно, тем более, у нее ребенок, это же все моментально сказывается на детях… Ну и Вам если будет нужна поддержка или более подробное понимание того, что происходит – тоже можете мне писать. С радостью помогу.
Всего хорошего!