Как жить дальше после смерти близкого?

Вопрос психологу:
Мне 26 лет, родители оба живы и вместе, своих детей у меня нет. Вообще я экстраверт и довольно жизнерадостная, хоть и бываю раздражительной в общении с родителями, не люблю контроля.
Я жила с молодым парнем, немножко меня постарше, съехались неожиданно, просто по взаимной симпатии. Жили очень хорошо, душа в душу, понимали друг друга без слов как будто и никогда не обсуждали наши отношения, вообще сожительство долго держали в тайне. Прожили больше года. Он мечтал уехать в другой город, я не была уверена что мне стоит бросать всё и ехать за ним, тем более что прямым текстом он меня и не позвал и мы так и не говорили о нас. Он уехал один, прожил там полгода. Там его мучила депрессия, я понимала это, но не подумала бы что настолько. Мы переписывались, наконец он немного стал говорить о том как я важна, и конечно я решила ехать к нему, стала копить деньги. За месяц до моего приезда он убил себя, записки не оставил, накануне ничего не писал. Его привезли сюда, похоронили. Зачем-то открыли гроб, очень страшно было смотреть на изуродованного (прыгнул с большой высоты), было чувство что меня палками бьют. Сейчас прошло уже больше 40 дней, и я куда-то проваливаюсь, совсем не хочется работать или вообще что-то полезное делать. Винила себя, много. За всё: что не приехала раньше, что могла бы быть откровеннее, внимательнее. Хотя уже после я узнала что он и раньше пытался, все утешали меня, говорили что я тут ни при чём и он давно хотел это сделать. Ужасно, что мы были так близки и так далеки одновременно. Я думала после 40 дней станет легче, но как будто не становится. Всерьёз стало казаться, что жизнь бессмысленна. И мысли бывают очень плохие, хотя я стараюсь на людях не показывать. Вины наверное больше нет, но двигаться и жить не хочется, хочется окаменеть.
Снимаю квартиру одна, сижу дома, смотрю кино и ничего не делаю.
Есть один человек который немного помогает - парень с которым я года три назад встречалась, он увлекается психологией, как узнал сразу пришёл поговорить. Теперь приходит и слушает меня иногда, я его не стесняюсь и бывает плачу. Или просто лежим в обнимку, теплятся прошлые чувства, мне становится лучше на несколько часов. Но я понимаю что это долго тоже не продлится, у него своя жизнь. И мне страшно ввязываться вновь в эти отношения, так что стараюсь отстраняться, хотя и благодарна ему.
Тяжелее всего по утрам. Пробовала делать зарядку, но в последнее время всё труднее себя заставлять шевелиться. Пытаюсь себя отправлять погулять, или жить по расписанию (на два дня хватает, потом срываюсь). Пробовала отвлечься в общении - но большинство парней кажутся глупыми и нет интереса, а с девушками я никогда толком не дружила, они скрытные и неискренние. Помогите пожалуйста захотеть жить дальше, вернуть интерес к работе и деятельности вообще, перестать вспоминать этот ужас и думать о смерти каждый день. Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Лиза Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Сигал Мария Феликсовна.
Здравствуйте, Лиза.
Сочувствую Вам, что пришлось пережить смерть близкого человека.
То, что с Вами происходит, вполне естественно при утрате. Утрата близкого человека – мощное потрясение для человека. Поэтому для восстановления нормальной жизнедеятельности психике потребуется какое-то время, от нескольких месяцев до полугода. При потере близкого человека происходит естественный процесс горевания, который проходит несколько стадий. Эти стадии не обязательно идут в строгой последовательности, они могут повторяться, меняться местами, возвращаться снова. Для вашего понимания стадии горевания следующие: шок, отрицание утраты, принятие потери и проживание различных чувства (чувства вины, боли, обиды, агрессии), депрессия и опустошение.
Похоже, что Вы сейчас находитесь на этапе депрессии и опустошения. На этом этапе может казаться, что чувств и желаний никаких не осталось. Нет сил и энергии что-то делать, хочется полежать, поспать. Если у Вас есть такие желания, то лучше дать себе передохнуть, поспать, не торопить себя скорее входить в привычный образ жизни. Делать столько, сколько можете делать. Прислушиваться к любым своим желаниям, пусть и незначительным, и по возможности их исполнять. На фоне общего депрессивного состояния могут возникать различные чувства. Важно их проживать, не блокируя их. Плакать столько, сколько плачется, так как слезы облегчают боль и помогают прожить и отпустить боль утраты. Если снова возникнет чувство вины или может быть чувство обиды, будет полезным их выразить, например, через письмо – сказать все, что не успели сказать своему парню, попросить у него прощения. Если Вы можете делиться этими чувствами со своим бывшим молодым человеком или другими близкими людьми, обязательно делитесь, чтобы их прожить и отпустить.
Одним словом, наберитесь терпения, Лиза, это естественный процесс, который закончится. Постепенно будет возвращаться интерес к жизни, работе, деятельности вообще. Самое главное – не торопите себя. Пусть все идет своим чередом.
Если будут еще вопросы, можете написать мне на мейл [email protected] .
Всего вам доброго,
Психолог Мария Сигал