Как простить измену?

Вопрос психологу:
Добрый день! Я в браке 19 лет. Мой муж был у меня первым мужчиной, так же, как и я у него первой женщиной. Мы полюбили друг друга с первого взгляда. Ему было 17 лет, мне - 18. Я всегда была в нем уверена, думала, что и умирая, мы останемся друг для друга единственными. Муж изменил мне 17 лет назад во время поездки на сессию в учебное заведение в другом городе. Я случайно об этом узнала. Оказывается, он рассказал об этом своему брату, а тот своей жене. Она, в свою очередь, «осчастливила» меня. Я не знаю, как я пережила тот период времени, мне казалось, что мир рухнул. Депрессия длилась месяца 4.Только любимый маленький сыночек, сыну тогда было 3 года, удержал меня на этом свете, меня часто посещала мысль о том, что жить я больше не хочу. Я «выпытывала» у мужа подробности, это разъедало мою душу. Потом я вышла на работу, общение с людьми отвлекало меня от страшных мыслей. Муж утверждает, что это произошло случайно во время алкогольной вечеринки, и всего один раз, говорит, что любит меня, сожалеет о случившемся, что я единственная женщина в его жизни. Все эти годы я живу с этой мыслью, не могу ни забыть, ни простить. На время боль отступает, я даже счастлива в эти моменты, а потом, как нахлынет с новой силой... Люблю его до сих пор до безумия и ненавижу себя за это. Понимаю, что я не должна была так унижаться, должна была бросить его и забыть, но я его так любила, и не смогла оставить. Душа разрывается от боли. В голове постоянно прокручиваю, как это было, как он ее целовал, как ласкал, а вдруг так же, как меня? Я схожу с ума, просыпаюсь с этой мыслью и засыпаю. Думаю, что его в ней привлекло, может, она лучше меня? Хочу посмотреть на нее. Постоянно думаю, что я сделала не так, чем я заслужила такое предательство. А вдруг он врет, и встречался с ней не один раз, а каждую сессию? А вдруг были еще женщины. А вдруг «они» ходят где-то рядом, а я живу с предателем под одной крышей, люблю его, наслаждаюсь близостью с ним, а они «посмеиваются» надо мной? Я хочу все забыть, убедить себя, что ничего не было. Как мне быть? Как справиться с собой? Как простить такого родного и любимого человека?
Автор вопроса: Елена Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Елена, здравствуйте!
Измена, как и предательство оставляет глубокий и ноющий след. И все время жить с мыслями об этом – тяжело и сильно выматывает. Как в Вашем случае. Хочется сразу сказать, что мужская измена эмоционально сильно отличается от женской. Мужчины зачастую не чувствуют эмоциональной связи к объекту измены. И уже на следующее утро могут даже не вспомнить об этом. Это, действительно, может случиться абсолютно случайно. И никак не повлиять на отношение к любимой девушке, женщине, жене. Я не оправдываю Вашего мужа. Я объясняю, как могло быть у Вашего мужа. Важно, чтобы он искренне раскаивался в своем проступке.
«Я всегда была в нем уверена, думала, что и умирая, мы останемся друг для друга единственными» - у Вас была идеальная картинка мира. Все было идеализировано. И в один момент все рухнуло, потому что муж изменил, а Вы об этом узнали. Можете ли Вы предположить, что мир не идеален? МЫ не идеальны. Ни Вы, ни я, ни Ваш муж, никто. Идеальных людей просто не существует. У каждого из нас есть свои «изюминки» и есть свои недостатки. Каждый из нас допускал ошибки. Наверняка Вы тоже в своей жизни допускали массу ошибок. Или Вы хотите сказать, что за 19 лет совместной жизни Вы ни разу и ни в чем не ошиблись? Думаю, что было много всего разного. Ваш муж принимал Ваши проступки и прощал? Или при каждом удобном случае вспоминает об этом? Как у Вас в семье?
Лена, умение прощать – это умение давать себе и другим право на ошибку. Если бы за каждую ошибку казнили – человечество давно бы вымерло. Ведь на самом деле гораздо проще казнить, чем выяснять – почему так человек поступил. С каким умыслом. Специально ли это было сделано. Что двигало в момент принятия ошибочного решения. Проще казнить, чем простить. Ведь чтобы простить – нужно принять не идеальность человека. Понять и принять его проступок. Искренне и единожды. Не мусолить это всю жизнь. Вы же и не казнили (не бросили, не ушли), но и не простили. Вы ковырялись в этом и занимались самокопанием и самобичеванием. Делая не только себе мучительно больно все эти годы. Как ВЫ думаете, ребенок может чувствовать настроение и самочувствие мамы? Ребенок может видеть мамины страдания? Мамино отношение к папе? Все это время Вы могли наслаждаться Вашими отношениями. А Вы как под микроскопом все это время рассматривали одну и ту же картинку. А человеческая фантазия не знает границ. И если долго циклиться на чем-то – то мы столько можем себе напридумывать. Если Вы не прекратите это все – есть риск довести себя до невроза и еще более неприятных последствий. Обиды на мужчин так же отражаются на женском здоровье. Вам точно это нужно?
Леночка, если бы Вы не узнали про измену – Вы бы смогли это как-то почувствовать? Пока не знали – было ли у Вас хоть предположение, что муж Вам изменяет? Изменилось ли отношение мужа к Вам после измены? Или он продолжал быть таким же любящим, как и был? К чему это я – к тому что – когда человек случайно оступается, делает ошибку и потом искренне раскаивается в случившемся – он достоин прощения. За столько лет семейной жизни, если напрочь забыть об измене, давал ли Вам муж повод сомневаться в себе? Было ли что-то, что могло укрепить Вашу неуверенность в нем? Помимо выпытывания подробностей – Вы говорили мужу о своих чувствах? О том, что Вы думаете, что Вам кажется? О том, что делает невыносимо больно все эти годы? Я, к сожалению, не имею возможности слышать Ваши ответы – поэтому отвечайте искренне себе.
«Думаю, что его в ней привлекло, может, она лучше меня?» - как Вы думаете, если бы она была лучше Вас, муж остался бы с Вами? Если не любить – можно прожить вместе 19 лет? 19 лет! – а это не малый срок – муж был с Вами потому что Вы, действительно, самая лучшая для него женщина. Задайте себе вопрос – почему Ваш муж все это время прожил с Вами. А еще лучше – спросите у него. Возможно, это немного повысит Вашу самооценку. Леночка, Вам нужно хорошенько выговориться. Письмо на сайт – не совсем та помощь, которая Вам нужна. Если есть возможность – обратитесь к психологу. Вдвоем Вы гораздо быстрее справитесь с этой проблемой.
Лена, Вы можете самостоятельно поработать над своей обидой на мужа. Есть очень много разных техник и методов для работы с обидами и на прощение. Вы можете поискать в интернете и выбрать то, что Вам подойдет. Я предлагаю написание писем мужу. Вы можете писать все, что Вас обидело, задело за живое. Как будто высказываетесь, только письменно. Пишите все, что будет вырываться изнутри. Без цензуры. Не сдерживая эмоций. Эти письма не нужно хранить. Их лучше сразу же после написания уничтожать. И другой вариант написания писем - в книге Джон Грей «Мужчины с Марса, Женщины с Венеры» описывается техника прощения: «Если вам трудно простить кого-либо, представьте себя на месте этого человека и напишите от его имени письмо в свой адрес. Вы будете поражены, насколько быстро у вас проявится способность прощать». Одно письмо может и не принести желаемого результата. Пишите их столько, пока не почувствуете, что больше не о чем писать. Что боль и обиды ушли, списались полностью. Главное – доведите это дело до конца. Закройте этот вопрос. Простите мужа искренне и навсегда.
Леночка, отпустите прошлое! Живите настоящим и будущим.
Веры Вам в себя и мудрости в принятии решений!