Как отпустить мужа из мыслей?

Вопрос психологу:
Добрый день. Помогите пожалуйста, посоветуйте. Развожусь с мужем, в браке прожили 18 лет, есть дочь 17 лет. Муж ушел 8 месяцев назад, без объяснения причин. Жили хорошо, он относился к нам очень хорошо, все делал для благополучия семьи, очень любил нас с дочкой. Но в последнее время (около 1 года) он сильно изменился, стал нервный, агрессивный. Я подозревала измену, но доказательств нет. Много ссорились, не понимали друг друга, в этом есть и моя вина и его. Я этого развода не хотела, я его любила, пыталась с ним все обсудить, на что он сказал "поезд ушел, не вернусь". Спустя 6 месяцев после его ухода он переписал на меня все наше имущество, хотя я ему честно предлагала поделить. Потом сама подала на развод. Процесс сейчас продолжается, он в суд не приходит. Первое время мы с ним еще общались по вопросам ребенка и имущества, но он даже в переписке вел себя агрессивно, сложилось впечатление, что он меня за что-то ненавидит. С дочкой он вообще не общался, даже никогда не спрашивал про нее. Алименты платит. Я понимаю, может я в чем-то передним и виновата (перед его уходом была большая ссора, я много наговорила лишнего), но вот при чем тут дочь, никак не пойму. Понимаю, что прошлого уже не вернуть, что я и сама уже с ним жить не смогу. Но вот почему-то мне никак не отпустить его из своих мыслей, думаю о нем постоянно (и плохое, и хорошее), чего только в голову не лезет. Это меня сильно мучает, очень хочу начать новую жизнь, забыть все, радоваться жизни, но не получается, мучают воспоминания, мысли, не справится с собой...
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Татьяна! 18 лет - немалый срок, в течение которого, как правило, складывается определенный образ жизни, привычки, поэтому естественно, что сразу перестроиться и просто обо всем забыть невозможно. процесс перестройки происходит постепенно. Если Вам сейчас тяжело думать о муже и обо всем. что с ним связано, то постарайтесь создать себе дома психологически безопасную обстановку. Если в квартире многое напоминает Вам совместную жизнь и вызывает боль, то попробуйте сделать следующее:
- если остались какие-либо вещи мужа - уберите их с виду;
- оформите в квартире все иначе. Подумайте, что бы Вы хотели изменить в своем доме. Может быть, это перестановка мебели, другие обои, новые элементы декора и т.п. Посоветуйтесь с дочкой, продумайте изменения и приступайте с ним.
Далее, позаботьтесь о себе. Не сдерживайте эмоций, не держите мысли внутри. Освободитесь от них на бумаге. Все, о чем Вы думаете сядьте и напишите, не стесняясь в выражениях. Пишите до тех пор, пока не возникнет чувство опустошения. Пишите хоть каждый день, если возникнет потребность думать об произошедшем.
Затем сожгите эту бумагу или порвите на мелкие кусочки - избавьтесь от нее любым способом. которым больше всего захочется.
Попробуйте также выполнить такую технику: в виде краткого предложения сформулируйте то, из-за чего Вы больше всего переживаете, что вызывает наибольшую обиду, боль, злость. Возьмите лист бумаги и ручку и напишите это предложение большими буквами, которые отразят символически ваш размер боли. Затем пишите это же предложение все в меньшем и в меньшем размере много раз, каждый раз уменьшая размер до тех пор, пока буквы станут совсем маленькими и почти неразличимыми.
Если есть люди, которые могут Вас выслушать и оказать поддержку - обращайтесь к ним, беседуйте. Если таких людей нет или Вам недостаточно этого общения - можно открыто или анонимно создать тему с описанием своей ситуации на любом женском форуме и получить поддержку там.
Первый год после расставания с любимым человеком обычно самый тяжелый, так как каждый праздник, который семья отмечала вместе, теперь отмечается иначе, воспоминания обостряются. Посещение мест, в которых ранее бывали с любимым человеком тоже вызывают боль. Чтобы перекрыть негативные эмоции можно создать свою личную историю этих мест и праздников, а для этого запланировать и провести время совершенно необычно, так, как ранее не было Вам свойственно. Т.е. создать для себя новые эмоции от новых впечатлений.
Все это направлено на проживание кризисного состояния и выхода из него. Затем Вам предстоит следующий важный этап - выстраивание нового образа жизни. И этот процесс может стать очень увлекательным. Но сначала нужно именно прожить острую боль.
Создавайте новые социальные связи - общайтесь, не замыкайтесь в себе. Единственное - не рекомендуется пока не прожиты прежние отношения стараться создать следующие.
Татьяна, помните, что стабильности не существует, это иллюзия. С одной стороны, это может вызывать грусть, но с другой - это прекрасно, так как ваша тоска тоже не будет постоянной. Никто из нас не знает, какие сюрпризы еще подкинет жизнь. И я желаю, чтобы в вашей жизни эти сюрпризы были приятными.
С уважением,
Виктория.