Как простить бывшего? Снится спустя 11 лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 32 года. Замужем. Есть ребенок. 11 лет назад я рассталась с парнем, которого очень любила. Это был период школы и студенчества. Отношения длились 6 лет. Он вел двойную жизнь (изменял, врал, жил с другой девушкой), а я ничего не замечала. Когда все выяснилось, я очень страдала. Мне было физически больно в груди. Я не могла понять, как я всего этого не замечала, как могла быть такой глупой. Я много об этом говорила с близкими, много плакала. Но смирилась и начала жить дальше. Через полгода мы созвонились (по моей инициативе). Я ему все высказала, мы долго говорили, оба плакали и просили друг у друга прощение. Еще через полгода мы встретились (по моей инициативе). Я хотела поставить точку. Мы опять все обговорили и на этом расстались навсегда. Прошло много лет, у каждого своя жизнь, мы не видимся, не общаемся. Но...все эти годы он мне периодически снится. Во сне он раскаивается, просит прощение, просит вернутся к нему, ходит за мной. В других вариантах он мне не снится. После этих снов я вся разбитая, впадаю в уныние, вспоминаю всю ту боль, плачу. Последнее время он снится мне очень часто(раз в 2 недели), а раньше буквально раз в год. Я задаюсь вопросом почему? Почему он мне снится? Я о нем вообще не думаю(только если он напомнит о себе во сне). Недавно я поняла, что в глубине души я его скорее всего не простила. Не могу простить и себя за то что была так глупа и наивна, что ничего не замечала, что потеряла с ним такие прекрасные годы(сидела дома и ждала его с длительных командировок). Или это что-то другое? Помогите разобраться! Если это обида, как от нее избавится? Спасибо!
Автор вопроса: Тая Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Огнева Юлия Анатольевна.
Здравствуйте, Тая!
Ваш вопрос меня очень заинтересовал. Ваш повторяющийся сон как будто призван что-то до вас донести. Как будто он потому и повторяется, что ваша психика до сих пор не может переработать нечто, что произошло очень давно и продолжается до сих пор. Во снах все объекты — это психические части самого автора сна. Ведь сон снится вам, т.е. ваш мозг его генерит. Поэтому этот сон абсолютно про вас и про ваши чувства.
Вы пишете, что после этих снов вы впадаете в уныние и боль возвращается, отчего вы плачете. Получается, чувства, рожденные 11 лет назад либо не были до конца переработаны, либо напоминают вам об очень знакомом чувстве боли, знакомом не только с этим парнем. Если сейчас повторение этого сна участилось, скорее всего что-то в настоящее время происходит в вашей жизни, очень напоминающее чувства в той ситуации. И здесь можно лишь только предполагать что именно напоминает, т. к. для точного прояснения необходим диалог с вами. Поэтому я попробую предложить вам варианты, с чем это может быть связано, а вы попробуйте прислушаться к себе — что откликается.
Возможно, вы до сих пор вините себя за то, что так доверяли тому парню и не замечали очевидного, в результате чего испытали невероятную боль, когда иллюзии исчезли.
И тогда психика пытается защититься — пытается изменить способ восприятия, чтобы снова не оказаться в таком уязвимом положении. Ведь скорее всего, вы поменялись после той ситуации, как вам кажется? Вы скорее всего искали и нашли другие способы как не быть в иллюзиях — чаще всего это тотальный контроль себя и других. А он усложняет жизнь всем: и тому кто контролирует и тем, кого контролируют. Возможно, вы вините себя именно за этот неустанный контроль. Ведь если простите себя, то и контролировать будет не нужно. Можно будет просто снова верить и любить как раньше.
Возможно, вы недовольны настоящими отношениями с мужем, а эти чувства как бы разделяют вас с тем парнем, с которым была сильная любовь. Т.е. например психически вы так горюете о невозможности быть с тем, который очень устраивал, но обманывал. И из-за этого теперь приходится жить с настоящим мужем, который не очень устраивает.
Или возможно, вы вините себя за упущенное время с тем парнем? Возможно, сейчас у вас возрастной кризис и вы пересматриваете первую половину жизни, и опять же не можете себя простить. А ведь в той ситуации вы не могли иначе, вы просто очень любили и не могли ничего замечать отличного от ваших восхищенных чувств. Вы и правда не могли иначе. То есть — как могли тогда, так и воспринимали, у вас были на то полные основания — чувство окрыленности любовью и розовые очки на глазах.
За что вы вините себя в настоящее время? И не можете простить..
Для того чтобы вам точно разобраться в ситуации нужна индивидуальная работа с психологом в диалоге. В ней можно было бы больше понять за что вы так вините себя и не можете простить себя. А также прожить это чувство вины, поразмышлять о нем, выговориться и через какое-то время оно просто исчезнет вместе с повторяющимся сном.