Как простить и отпустить бывшего мужа?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В 21 год я вышла замуж по любви и была очень счастлива. После рождения долгожданного ребенка начала ловить мужа на лжи (финансовой). Все требовали с него какие- то суммы, а он впал мне что это ошибка и т.д. В один вечер он признался мне что должен огромные суммы и нужно продавать совместную квартиру и деньги ему, только так мы сможем жить вместе , иначе придется разъехаться. Я отдала ему все, все сбережения,потом он со счетов украл еще деньги, которые были на ребенка. В итоге он отправил нас в мой родной город, а сам не вернулся. Много врал , а сейчас я не могу работать, поскольку ребенок пошел в сад и болеет постоянно без перерыва. Мои родители работают и не имеют возможности помочь с ребенком. Его родственники и друзья просто ненавидят меня, потому как им он тоже врет и преподносит информацию в своем свете. Это даже глупо звучит- мы были семьей, но я не знала о его долгах и кредитах. Мне угрожали коллекторы, говорили что убьют всю семью.
Я обошла уже все собеседования- везде одно- у вас есть с кем ребенка оставить? А муж бывший сказал- у меня нет денег вас содержать. Я бедный и есть мне нечего. Но я ведь знаю, что он снова врет. Игроман?- возможно, но подтверждения этому нет.
Уже полгода ни копейки нет. На алименты подала, но в суде сказали у меня безнадежный случай( нет работы у него, имущества и карты не на него). У меня вопрос- как можно простить этого человека? Обида и желание справедливости не дает покоя и мешает жить. Откуда у него эти финансовые проблемы я не знаю, он это держит в тайне.
Автор вопроса: Марина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Нечаева Екатерина Андреевна.
Здравствуйте, Марина.
Сочувствую вашей ситуации. Представляю, как вам сейчас неприятно и тяжело. Ситуация с поиском работы, ухода за ребенком, эмоционального перенапряжения в связи со случившимися событиями могут казаться безвыходными и погружать в отчаяние, но все мало-помалу устаканится и придет в норму, нужно лишь пережить этот сложный период.
Есть некий период адаптации, я его называю "перевариванием" произошедшего. Эта метафора забавна, но вполне неплохо разъясняет суть понятия "анализа и принятие ситуации". После некой перенесенной психологической травмы не сразу приходит четкое осознание ситуации как бы со всех сторон, кругозор замкнут и застревает на эмоциях, которые замыкают и не позволяют видеть событие более объективно, как есть на самом деле. Эмоции перекрывают, слепят. И только с истечением определенного времени взгляд как бы проясняется.
Вы возможно уже все понимаете, но вот неприятный осадок на душе, чувство обиды все равно и по-прежнему не уходит. И на самом деле это нормально, простить кого-то, кто причинил боль (ущерб), не получится в одночасье. Есть некие этапы протекания эмоций у такого "задетого" человека. Сначала, как я уже сказала, это "слепота" разума, вольность чувств, ситуацию не получается рассмотреть объективно. Либо она не принимается человеком вообще, отрицается её существование. Затем глаза постепенно открываются шире, и человеку уже кажется, будто бы он все видит и понимает как есть на самом деле. Но длится это обычно не долго. И на место этой эфемерности приходят другие чувства: злость, раздражение, обвинение, обида, грусть, отчаяние, вина чередуются друг за другом или своевольно.
Пройдя этапы этих сложных и непонятных чувств наступает тоска, легкая грусть, которая мало помалу проясняет что-то для человека. Наверное, это можно назвать принятием. Принятие того, что случилось, принятие пережитого опыта; эмоции успокаиваются, чувства затухают, но память об этом остается, но уже не так рвет душу изнутри. На самом деле, - добиться для себя прощения определенного человека - это большая работа над собой. Важно понимать, что простить возможно только тогда, когда есть к этому готовность.
Позвольте себе "остыть", "переварить" то, что случилось, не нужно насильно себя принуждать это делать, не торопите себя. Вы точно поймете, когда наступит момент вашей эмоциональной готовности.
Лично из своего опыта могу сказать, что мне помогало забыть какую-то морально тяжелую для себя ситуацию то, что я постоянно её анализировала, думала о ней, пыталась понять другую сторону, понять причины поступков, и уже потом постепенно приходил какой-то "инстайт", в голове рождалась дельная мысль, словно как фонарь, осветивший всю территорию, прятавшуюся в тени. Я не стремилась простить человека во что бы то ни стало, это приходило как-то само по себе, когда тема переставала быть для меня чем-то значимым.
Ну и наконец, может вам поможет та мысль, что бывший муж на самом деле глубоко несчастный человек, который лишился всего того, что имел, и, скорее всего, будет продолжать в том же духе. Ничего хорошего его, увы, в будущем не ожидает. Ваш же поступок благороден. Вы до последнего ему доверяли, верили ему, отдавали все, что только есть, надеялись на то, что ваше счастье сохранится. Вам, разумеется, стыдиться не за что, и в любом нормальном обществе примут вашу сторону, люди будут за вас, и осуждать не станут. Касательно поиска работы... Можете постараться найти работу на дому, так и за ребенком удастся следить.
Надеюсь, у вас все получится, и вы будете счастливы.