Плохо рассталась с человеком. Как отпустить прошлое?

Вопрос психологу:
Я рассталась с человеком больше года назад. Плохо. Это второй муж. Мы не расписывались. Он угрожал. Была полиция. Страх. Были угрозы, гадости. Не ожидала что человек такой. Он периодично проявляется, не отпускает. Говорит что любит. Было и насилие и ее говорит что все равно ты моя. Сам пытается устроиться в жизни. Говорит что были женщины но я лучше всех. Строили вместе дом. Он требовал ему отписать по дарственной половину земли которую ранее подарил. Обвинил что я виновата что из за меня ушел от жены. Было и насилие и позор и скандалы и ревность. Во время ссоры я приехала на дачу там была женщина. Он видимо все время врал. Знаю что подлый и врун но больно. У него какая то зависимость а я тоже как то привязана 3 года отношений.... Было сначала как будто все навсегда. А потом ревность, подозрения, ссоры и в финале он ведет себя как свинья. Я разочарована и унижена, раздавлена. Хочу начать новую жизнь, но прошлое не отпускает. Мысль о том, что человек использовал меня и продолжает съедать мою жизнь... Эти то чувства и обиды не отпускают, я слишком доверилась ему, а он подло , жестоко со мной поступил и страшно было. Сейчас думаю, где же справедливость, человек, который желает мне плохого, сам не понял, что изгадил мне и моим жизнь. Он устраивается, а я как использованная старая вещь. Был бы нормальным, пожелал бы мне счастья и отпустил. А он говорит, ты все равно моя. А я психологически как будто не могу оторваться от прошлого. Это мука. И постоянно все унижения и гадости всплывают.
Автор вопроса: Елена Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Новикова Ольга Дмитриевна.
Здравствуйте, Елена!
Вы попали в непростую ситуацию. Судя по тому, что вы пишите, ваш бывший муж - тиран.
А тиран всегда выбирает себе жертву.
Прежде всего стоит понять, что вас в нем привлекло?
Чем он зацепил в начале отношений? Почему именно ОН?
Почему в самый первый раз, когда он сделал вам больно (не важно словом или физически), вы стерпели? Почему остались в отношениях целых три года?
Вы пишите, что он изгадил вам жизнь, но это не совсем так. Вы сами позволили ему с собой так поступать.
Вы пишите, что мог бы пожелать вам счастья. Не мог, потому что человек такой. Вы идеализировали его, т.е. думали о нем лучше, чем он был на самом деле.
Теперь давайте поговорим о том, как отпустить его.
Вас удерживает несколько вещей:
чувство вины
обида
гнев, злость
и выгоды - то есть, что-то хорошее в тех отношениях вы все таки получали раз были с ним. Он удовлетворял какую-то значимую для вас потребность. Важно понять, что это за потребность и научиться самой ее удовлетворять.
Существует 5 этапов переживания расставания.
1) Шок, отрицание - "Нет этого не может быть"
2) Гнев, обида, злость - "да как он посмел так со мной!"
3) Торг - "может попробуем все вернуть?"
4) Депрессия - приходит понимание, что вы бессильны что-то изменить
5) Принятие - способность жить без этого человека.
По вашему описанию, вы находитесь на втором этапе. Негативные эмоции переполняют вас, поэтому нужно дать им выход. Хорошо помогают письменные техники. Напишите бывшего мужу письмо, в которым выразите все, что вас мучает:
Я злюсь на тебя, потому что...
Мне больно из-за того, что...
Письмо отправлять не надо. Его можно разорвать.
Пишите столько, сколько нужно 2, 3, 5 писем.
Считается, что принятие наступает тогда, когда вы с легкостью сможете написать ему: "я благодарна тебе за..." (опыт, благодаря тебе я поняла)
Желаю вас пережить расставание и начать новую жизнь! У вас получится!
Психолог по отношениям О.Н.