Не могу пережить смерть деда.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Хотел спросить можно ли как то забыть или {переварить} смерть близкого человека . У меня умер дед в начале года, он был болен почти год, и я был с ним до последнего момента. И теперь спустя несколько месяцев до сих пор каждый вечер для меня стал одинаковым. Каждый день перед сном в голове одни и те же дни , как он мучился, переживал за меня , за моё будущее. Он часто плакал из-за того что он не увидит моей свадьбы. Он рассказывал мне всю свою жизнь, какие ошибки он совершал и сожалел об этом. Пожалуйста скажите как я могу перестать думать обо всём этом. Каждый вечер я не могу уснуть не думая об этом. Почти 1.5 лет у меня не было близких людей кроме как дедушки, он болел всё время {онкологией} и был единственным кто мог бы за ним присмотреть. В день его смерти я не смог пролить ни капельки слёз. В итоге мне самому стало плохо и очнулся через час. И потом я стал очень пессимистичным, для меня всё не имело никакого смысла. Я не смог заплакать хотя очень хотел. После у меня началась учёба , но каждый вечер одна картина: вечер я с дедушкой сидели и вдруг деду стало плохо (инсульт) я не поняв что с ним пытаюсь ему помочь. А он не смог мне что либо сказать. Я думал что он просто сильно устал и прилёг(так часто бывало). Но с ним что-то было не так. Ночь 1:00 я с ним сидел рядом, но ему не становилось хорошо. Я не понимал что с ним. Пытался дозвониться до врача нашего семейного, но он не поднимал трубку. И так до 6часов утра я так просидел. А утром приехал наш врач и сказал что инсульт. И после я был с ним 10 его последних дней в больнице. Каждый день я видел деда , он всегда чуть прижимая мою руку говорил что ему хорошо, чтоб я уходил домой. Это такая боль видеть близкого человека которому ты не в силах помочь. И ровно через 10 дней он уже даже не держал мою руку. И пока все бегали за подготовкой погребения меня попросили побыть рядом с дедом в больнице. Его перенесли в отдельную палату уже без каких-либо аппаратов. И я стою с ним. Мне так было больно стоять с ним. Пожалуйста дайте совет как пережить все эти пройденные дни. Спасибо вам заранее.
Автор вопроса: Тима Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Тима, здравствуйте!
Искренне сочувствую всему вами пережитому. Соболезную вашей утрате.
Так уж устроена жизнь, что, к сожалению, мы вынуждены видеть смерть наших близких, наших самых родных людей. И это неизбежно( И к сожалению, человек не всесилен – иногда мы действительно не можем помочь самым близким. Особенно, когда они болеют или с ними происходит что-то ужасное. Я знаю, как это больно, чувствовать свое бессилие в такой ситуации.
И то, что вы не сразу поняли, что дедушке плохо и у него инсульт – нет вашей вины. Вы не могли знать, что такое может случиться. И вы просто не были готовы к такому повороту событий. Нас ведь нигде не готовят к тому, что и как может быть с больным дедушкой? Правда, ведь?
Подумайте о том, что ваш дедушка был тяжело болен, и ему приходилось терпеть страдания, пока он был жив. И сейчас он избавлен всех страданий и мучений. И я очень на это надеюсь, что ему там лучше.
«Каждый вечер я не могу уснуть не думая об этом» - Тима, попробуйте думать не о том, как все было тяжело (дедушкины страдания, переживания, слезы), а о том, что ваш дедушка обрел свободу, он ушел в другой мир. У него больше не болит его тело. Что он, возможно, каждый вечер сморит на вас с любовью и благодарит за каждый день, за каждый вечер, который вы с ним провели, отдавая свое тепло, заботу и любовь. Он любит вас и желает вам всего самого наилучшего.
Тима, вам нужно возвращаться к жизни. Подумайте, разве ваш дедушка хотел бы, чтобы вы страдали и были в депрессии или апатии? Разве ему приятно было бы видеть вас таким? Разве о таком будущем для вас он мечтал? Он вас искренне любил и очень хотел бы, чтобы вы были счастливы.
Для начала вам нужно до конца прожить ваше горе. Если есть возможность побыть одному – выплакаться. Сказать все то, что вам хотелось бы сказать вашему дедушке. Попрощаться с ним. Сделать то, что не смогли сделать на похоронах. Можете пойти в церковь, поставить дедушке свечу за упокой его души и помолиться за него.
Скажу сразу, что смерть близких людей нельзя легко забыть. Особенно смерть тех, с кем был очень близок. И у всех период горевания и принятия ухода близкого человека длится по-разному. Кто-то приходит в себя через месяц, а кому-то и 6 месяцев бывает мало. Но при этом важно понимать, что ваша жизнь продолжается. Важно не зацикливаться на этом.
Если у вас есть близкий человек, которому вы доверяете и с которым можете быть искренним – поделитесь с ним своими переживаниями. Вам нужно выговариваться и не держать в себе все ваше горе, все переживания. И поддержка близкого человека поможет вам держаться на плаву и переосмыслить/прожить все произошедшее.
Вам нужно чаще бывать с людьми, общаться на разные темы, начинать наполнять свою жизнь маленькими радостями. В буквальном смысле заставьте себя общаться с другими. Вспомните о том, какие у вас были увлечения, хобби, чем вы интересовались. И займите себя всем этим. Это будет отвлекать от горьких мыслей и переживаний.
И так вы постепенно выйдете из этого состояния. И станете счастливым человеком, каким очень вас хотел бы видеть ваш дедушка.