Как смириться со смертью Мамы?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Чуть больше 2 месяцев назад у меня умерла мама, она очень тяжело болела. Рак желудка 4 стадии. Умирала она к меня буквально на руках. 11 июля у меня начали каникулы, я приехала домой и ни на шаг не отходила от нее, ухаживала за ней. 21 июля ей исполнилось 55 лет. Последние 3 суток до ее смерти я почти не спала. Была постоянно рядом с ней. И вот в день ее смерти, 23 июля, ей резко стало намного хуже, посмотрев на нее, я поняла что все, это конец, ещё пару часов и она умрет (я учусь в медицинском и знаю признаки). Померив ей давление, я поняла, что его не слышно. Но я не хотела в это верить. На тот момент дома находились папа и брат. Я брату сказала, чтобы он вызывал скорую. Но я ни ему, ни папе не смогла сказать, что она умирает, они это и сами, наверное, поняли, но сама я не смогла это произнести. Я просто сидела рядом с ней, не плакала, просто сидела и разговаривала с ней, она мне даже что-то отвечала. Приехала скорая, я знала, что они скажут, но они сначала предложили попробовать поставить капельницу, но это просто бы на несколько часов продлило ее жизнь. Я отказалась, и просто уже сквозь слезы спросила, сколько она ещё так будет. После уезда скорой она ещё помучилась 2 часа и умерла. Умерла у меня на глазах. Так же, как за 2 с половиной месяца до этого умерла моя бабушка, мама моей мамы. И теперь я не знаю, что мне делать. Я в растерянности. Не было ещё ни дня, чтобы вот этот день смерти не стоял у меня перед глазами. Я пытаюсь принять то, что ее рядом со мной нет, но не могу. Мне не хватает ее советов, ее поддержки.
Подскажите, пожалуйста, как с этим можно справиться.
Автор вопроса: Катерина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Екатерина.
Потеря матери – это очень сильный стресс, на осознание потери уходит у некоторых несколько месяцев, лет, а у кого-то вся жизнь.
Чтобы справиться с этим быстрее предлагаю вам сделать следующее: это поможет провести внутреннюю работу быстрее. Я потеряла отца, маму, братьев и понимаю насколько это тяжелое переживание сколько бы лет нам ни было 19 или 50, потеря матери –это большое горе. (Если вы сходите к психологу, который занимается красткосрочным консультированием, то с этим можно будет справиться за 3-5 сессий или даже быстрее, многое зависит от вас).
Попробуйте сделать следующее:
1. Что вы потеряли, утратили в связи со смертью мамы (какие черты характера, ценности, качества, что вы ценили больше всего и чего вам не хватает сейчас) Назовите 3-5 качеств. Хорошо, если вы их запишите, это важно!
2. Поблагодарите маму мысленно за эти качества, за то, что она вам дала. Пусть это все хорошее будет с вами, поддержит вас, и никто не сможет у вас это забрать.
На самом деле, когда я потеряла маму, несмотря на то, что я, как мне казалось была готова, что она умрет (она долго болела,) я тоже долго переживала. (К этому нельзя быть готовой никогда). Тогда я для себя решила и осознала, что мама умерла, но она оставила в моем сердце любовь. Эта любовь будет со мной всегда и несмотря ни на что.
3. Попробуйте мысленно нарисовать символ того, чему научила вас мама. (это может быть частью природы, то, что не создано человеком и не может быть им уничтожено, что было до нас и будет существовать после нас)
4. Только после того, как четко увидите, представите символ, переходите к следующему вопросу.
5. А сейчас возьмите этот символ и распространите его по своему будущему. Представьте линию времени своей жизни и этот символ, который присутствует во всех событиях, которые вам сейчас видятся. Не спешите. Проследите это на ближайшие события – недели, затем – месяцы, год, 3-5 лет, 10-20 лет, 50 лет и т.д. Все хорошие, позитивные воспоминания находятся слева от вас в виде облака, рядом с вами.
6. Можете мысленно посоветоваться с мамой и хранить хорошие воспоминания при себе как талисман. Это может стать вашим талисманом, стержнем для будущей жизни. И так все хорошее остается с вами навсегда!
Следующее задание:
1. Кроме позитивных хороших воспоминаний есть и негативные. Поместите негативные воспоминания в коробку черную (все это делаем мысленно). В этой коробке представьте, что хранятся негативные воспоминания в виде марок черно-белых маленького размера.
2. Попробуйте горевать по маме в определенный день недели и время. (выберите для себя, например, вторник – 10 часов утра в ванной). Важно! Это должен быть один и тот же день, одно и то же время, и недолго – 2-3 минуты. (засекайте время!) Включаете воду, можете поплакать. Берете мысленно марку, на которой изображено что-то горькое и рассматриваете ее, делаете работу над ошибками. Марка – это как учитель. Чему вас научила данная ситуация? Что вы поняли? В ней должна быть какая-то мудрость. Если работа над ошибкой проведена удачно, то марка должна мысленно посветлеть. Ставите на ней печать с датой и убираете ее. На эту работу у вас может уйти несколько месяцев, пока в коробке не будет пусто. Можете свои мудрости записывать в блокнотик. И помните, что вы всегда мысленно можете советоваться со своей мамой.
3. Обязательно заканчивайте горевание вспоминанием о вашем талисмане. Это символ- талисман распространяйте на события дня и на ваше будущее.
Еще очень важно сейчас, пока горе острое, общайтесь с друзьями, родственниками.
Сейчас важна поддержка, даже можно ни о чем не говорить, просто чтобы кто-то был рядом с вами.
Задайте себе вопрос: Как вы можете отдать дань памяти маме? Что бы она хотела? Подумайте, может это вам тоже поможет справиться с горем.
Удачи вам!
_______________________________________
Жизнь у нас одна, и мы ее сразу пишем на чистовик.
Костюкова Наталья - ваш психолог/коуч онлайн
Skype LIA KOS