Навязчивое чтение о плохих событиях.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я мама троих детей. С момента первой беременности заметила, что не могу пройти мимо историй об убийствах/изнасилованиях детей. Потом долго переживаю, представляю как было плохо ребенку, как я бы хотела повернуть время и спасти его. Пытаюсь найти ответ на вопрос, почему это вообще происходит с невинными. Некоторые истории становятся "настольными", а дети жертвы почти родными.
Я меланхолик по темпераменту, всегда была впечатлительной и сочувствующей, помогала бездомным животным.
В детстве, около 4 лет, был эпизод, когда я сама подверглась своего рода нападению, но рассказала об этом только в подростковом возрасте. Может в этом дело?
Я постоянно хочу докопаться до сути, кто этот человек, который совершил преступление против ребенка, почему, был ли шанс остановить? Какая предыстория преступления, виноваты ли родные, так как недосмотрели...
Когда я смотрю на своих детей, то невольно представляю, что подобное могло бы случиться и с ними и начинаю переживать, повторяю правила безопасности. Хотя считаю, что в этом я не перехожу рамки. Хотя отправить ребенка одного в магазин, я еще долго не решусь...
Недавно я написала в социальной сети родственнице убитой девочки, которую насиловал отчим на протяжении долгого времени, в поисках ответов. Она очень агрессивно ответила и я поняла, что в неблагополучных семья дети намного чаще попадают в такие истории. Хотя моя семья не была неблагополучной, и все же это произошло...
Я бы хотела быть более хладнокровной и перестать обмусоливать страшные истории о детях.
Автор вопроса: Елена Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Дорогая Елена!
Если Вы от природы впечатлительная и сочувствующая, то ждать того, что Вы в одночасье или даже в перспективе превратитесь в хладнокровную не стоит. А вот перестать обмусоливать страшные истории о детях - да, это возможно. Но и то, контролировать свои мысли чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. И не придавать им такого значения, как Вы придаёте сейчас, не доверять им, не верить порой самой себе - это можно. Не совершать бессмысленные и ненужные поступки под воздействием мыслей - можно. Не всё то, что возникает у нас в голове есть объективная реальность, хотя чувства и говорят порой другое.
Вот, скажем, докопаться до сути, кто человек, который совершил преступление против ребенка, почему, был ли шанс остановить, предыстория, виновные - всё это важные вопросы, но важнее всего они для следствия, а для Вас лично это не вопросы первостепенной важности. Почему? Потому что они занимают Вас попусту, бередят раны, рисуют в голове катастрофические сценарии и не приносят ничего конструктивного, кроме как тревоги, в частности о том, что Вы продолжаете об этом думать. Более того, свыкнитесь с мыслью, что да, мир порой жесток и несправедлив, и не всегда есть шанс остановить преступление, но есть шанс стать мужественнее, чтобы суметь нести тот груз, который иногда опускается на наши плечи.
Если Вы сама связываете Вашу склонность к навязчивым мыслям с эпизодом из Вашего детства, то я могу лишь утвердительно кивнуть, да, такая связь вполне закономерна. Этот случай внёс свою лепту в состав Вашей личности, в Вашу эмоциональность и когнитивные склонности, главным образом тем, что Вы долго носили это в себе. Я бы сказала, если есть возможность поговорить с психологом, воспользуйтесь ею. Например с психоаналитиком, где Вы бы могли опять проговорить это, сконструировать то прошлое и оставить его там, где ему подобает быть.
Если такой возможности нет, можете сама попытаться учиться игнорировать мысли. Важное тут - не контролировать и не пытаться избавиться, а понять, что то, что появляется в голове - это просто мысли, они приходят и уходят. Вот, скажем, пришла мысль об убийстве, о том, что Вы хотелы бы спасти ребёнка - давайте этим мыслям спокойно плыть в Вашей голове, не позволяйте им проникать в чувства. Вступайте с собой как бы в полемику, привлекайте прагматичную частицу Вашего "я". Напоминайте себе, что это всё гипотетически, это не созидательные мысли, это просто реактивное поведение на прочитанное. И не обязательно под воздействием этих мыслей совершать какие-то поступки - писать жертвам в соцсетях, чрезмерно ограждать своих детей. Найдите себе подходящее отвлечение от этих мыслей. Это могут быть физические упражнения (пробежка, йога, какая-то работа по дому), переориентировка внимания (например, когда чувствуете, что опять погружаетесь в мыслительную жижу, попытайтесь обращать внимание на окружающую Вас обстановку, на людей, объекты, их форму, цвет, запах, текстуру, описывайте это для себя, чем детальнее, тем лучше), умственные упражнения (можете начинать считать в обратном направлении по 7 от 1000) или просто начинайте подсчитывать мысли, возникающие в голове. Задача таких, казалось бы на первый взгляд пустых упражнений проста: сломать вереницу ненужных мыслей и научиться отстраняться от них, смотреть на них как на «просто мысли», а не как убедительную правду о себе или о мире.
Пытайтесь делать это регулярно, понемногу. Можете вести записи того, какого рода мысли Вас посетили, какие чувства они с собой принесли, какую технику Вы применили и какая из них к какому результату привела. Через какое-то время на основе этих записей Вы сможете сами разработать наиболее эффективную стратегию преодоления таких навязчивых мыслей. Кроме того, зная такую свою склонность, просто избегайте чтения или просмотра такого рода новостей. Тут уже можно себя контролировать, просто перейдя по другой ссылке или закрыв страницу. Желаю Вам конструктивных мыслей, приятного чтения и всего наилучшего! Лидия