Я потеряла маму. Как отпустить умершего человека.

Вопрос психологу:
Добрый день. Совсем недавно мне пришлось столкнуться с бедой, я потеряла маму. Это было очень неожиданно, и ничего не предвещало беды. Мама жила в другом городе, в 300 км от меня, мы каждый день созванивались, у нас были прекрасные отношения. Виделись мы редко, т.к. из-за работы не было возможности часто приезжать в гости. Буквально за пару дней до того, как мы узнали о смерти мы должны были приехать к ней в гости, но уже не успели. По обстоятельствам при похоронах гроб был закрытый, т.е. с момента, когда я её вообще последний раз видела прошло около 2 месяцев. Меня каждый день, каждую минуту мучают мысли, что я не увидела её в последний раз, я очень боюсь забыть её лицо, голос, её в общем, хотя фотографий достаточно. Также иногда проскакивает злость то ли на себя, то ли не знаю на кого, что она мне даже не приснилась ни разу. Я не верю в бога и во всю эту муру, но мне так обидно, что она просто напросто исчезла из моей жизни, просто растворилась. остались её вещи на балконе, номер в телефоне, а её нет, нигде нет, даже во снах нет. Удивительно для себя, но у меня не было истерик, я почти не плакала, быстро вернулась к работе, хотя это наверно потому что я до сих пор не верю и не хочу принимать тот факт, что её больше нет. Не хочу и все, мне кажется, что мама просто на работе, занята и не может позвонить мне, в моей голове никак не укладывается, что её может не быть, это какой-то бред. Я хочу как-то отпустить её мысленно, потому что мысли в голове не пропадают даже на минутку, я постоянно думаю о том, что было не так, может я могла чем-то помочь, почему я ничего не почувствовала в тот момент, когда ей стало плохо, почему она мне хотя бы не присниться, я просто хочу с ней попрощаться что ли, я так скучаю, не знаю, что мне делать.
Автор вопроса: Полина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Полина!
Сожалею о Вашей утрате. Близких и любимых людей всегда тяжело терять, ещё тяжелее бывает их отпустить. Кажется, что многое не сказано и не сделано.
Когда из жизни уходят родители, вместе с ними уходят поддержка и забота, которой они окружают с момента рождения. Возможно, поэтому сейчас Вы ощущаете себя покинутой, испытываете злость и обиду. Схожие чувства испытывают маленькие дети, когда мама вынуждена уйти на работу или уехать на несколько дней. Мысли, что их оставили на продолжительное время также вызывают обиду и непонимание, как мама могла их бросить, когда они в ней так нуждаются.
Предполагаю, что в сложившейся ситуации Вы испытываете чувство вины, так как не успели приехать и попрощаться, не успели сказать что-то важное. В Вашем письме четко просматривается состояние ожидания её появления и чувство обиды, как у маленького ребёнка, который ждет маму и объясняет её отсутствие нахождением на работе.
После смерти родителей не каждый осознает, что дальнейшая жизнь будет строиться без поддержки и советов, которые воспринимались на протяжении жизни как само собой разумеющиеся. Чувство незащищенности и некоторой потерянности выбивают из привычного ритма жизни и порождают непонимание того как теперь будет устроена жизнь. Осознание того, что в сложных ситуациях рядом не окажется человека, который предложит свою помощь со временем выработает самостоятельность принятия решений в трудных ситуациях. Если раньше мама приходила на помощь по первому зову, то теперь при падении Вы сами будете подниматься, не ожидая помощи. Такие навыки нарабатываются постепенно.
У Вас с мамой были близкие и доверительные отношения, которых, к сожалению, так не хватает в последнее время. Возьмите её фотографию и скажите, всё, что не успели сказать. Расскажите о своей боли, о своих переживаниях, о своей любви к ней. Поблагодарите её за заботу и любовь. Попрощайтесь. Позвольте себе проявить эмоции. Поплачьте, если возникнет такое желание. Отпустите боль. Примите то, что Ваша мама не растворилась и не исчезла, а существует в иной форме жизни. Она всегда будет рядом, так как любовь и тёплые воспоминания навсегда останутся в Вашем сердце и этого никто не отнимет, это невозможно потерять.
С наилучшими пожеланиями, Наталия.