Умер бывший. Чувство вины или любовь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Даже не знаю с чего начать... Много лет назад, я любила человека, любила, до безумия, сумасшедшей любовью, больной любовью. Почему больной? Потому, что прощала все, и унижения, и рукоприкладство. Когда мы познакомились, мне было 15, а ему 18. Такой красивый, высокий, с самыми красивыми на свете глазами... Моя первая любовь, самая незабываемая, самая нежная, не смотря на все грубости. Он часто резал себе вены, когда меня обидеть, при этом говорил, прости меня, я сделал больно тебе, и себе. И я прощала. Почти в 19 лет я родила от него дочу, которая как 2 капли воды похожа на него. Вместе мы с ним не жили, расстались, когда я ещё была беременная. Он приходил к дочке лет до 3, а потом перестал. Звонки продолжались, как он любит нас, хочет вернуть. Потом угрозы что я ни с кем не буду кроме него. В 2012 году я встретила будущего мужа, влюбилась на первом же свидании, и казалось забыла свою первую любовь. В 2016 году вышла замуж, родила сына. Казалось, бы все прошло, семья, дети, муж. Но 8 января 2020 года, я узнаю, что мой Женька умер... Мне казалось, что моя душа умерла вместе с ним. Я ревела всю дорогу. На похороны не успела приехать, была в другой стране. Приехала домой, первое что сделала, достала все фотографии с ним, все что напоминало его, стихи, личные дневники, книгу, которую посвящала ему... Уже несколько дней, пересматриваю фотографии его, в прохожих пытаюсь его найти, и понимаю, что за свои 29 лет, единственный мужчина которого я любила, был он... Чувство вины не покидает, что его жизнь могла сложиться по другому, что я могла что то изменить... Он все таки, сделал то, то к чему шёл всю свою молодость, он покончил жизнь самоубийством. Как жить теперь дальше я не знаю...
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Петруняк Юлия Степановна.
Здравствуйте, Екатерина, соболезную Вашему горю, спасибо, что обратились ко мне.
Тот факт, что Вы прощали унижения и рукоприкладство говорит о том, что у Вас есть склонность мерить степень своей любви глубиной своих страданий.
Ваш бывший муж также глубоко травмирован, и Ваши травмы дополняли друг друга. Умом Вы понимали, что это ненормальные отношения, поэтому нашли в себе силы уйти и даже построить новые отношения. Но в глубине души Вы его не отпустили, да и он Вас тоже, так как травмы остались непроработанными.
Главное здесь понять, что это было Его решение. Вашей вины нет ни в расставании, ни в том, что не вернулись к нему, ни в том, что он принял такое решение. Оставаться в таких отношениях значило бы разрушить себя окончательно, у Вас просто сработал инстинкт самосохранения. Плюс ко всему Вы спасли психику ребенка, который бы рос в такой атмосфере.
Наша память работает выборочно, и у Вас, скорее всего, сохранились позитивные воспоминания о нем. Сейчас ещё добавилось чувство, что Вы могли что-то изменить. У женщин есть такая иллюзия, что у них есть власть над ситуацией и если они изменятся, то и страдания прекратятся. Но танго танцуют вдвоем, и Вы приняли лучшее решение из всех возможных.
То, что для Вас это сообщение оказалось таким ударом говорит о том, что у Вас с ним была сильная связь и созависимые отношения. Так как у Вас присутствует критическое мышление, привязка строиться на эмоциях. Именно с ними нужно работать.
Скорее всего, у него присутствовали психические отклонения, типа биполярного расстройства. Его агрессия была направлена то на Вас, то на себя поочередно. Эти «эмоциональные качели» вносили некий драйв в Вашу жизнь или воспроизводили детские травмы.
Понимаю, что Вам сейчас тяжело, и нужно это пережить. Этапы переживания горя - это шок, гнев, отчаяние и принятие. Как правило, эти этапы занимают год.
Рекомендации:
• Рекомендую к прочтению книгу Р. Норвуд «Женщины, которые любят слишком сильно»
• Поработать со своей самооценкой. Можно использовать афирмации, дневник успеха, метод зеркала Луизы Хей и другие инструменты. Обязательно находить время для себя, принимать себя со всеми недостатками, расширить круг общения, найти увлечение для души.
• Попробуйте техники и медитации на отпускание. На время Вам станет легче, но чтобы полностью проработать проблему нужно обратиться к психологу для более длительной и системной работы. Это важно сделать так как непрожитая до конца боль не дает Вам возможности двигаться дальше и изматывавает эмоционально.
• Попробуйте технику «Исцеляющие письма». Все письменные техники и упражнения обладают высокой эффективностью.
Первое письмо. Вы пишите человеку письмо, в котором подробно излагаете все свои переживания, события и их влияние на вашу жизнь. Также в письме можно задать вопросы, которые вы хотели задать, но не успели.
Второе и последующие письма. В них вы также описываете свое состояние, переживания и все, чем хотелось бы поделиться с бывшим мужем.
Удачи Вам, Екатерина, помните, что Вы не одна. Если возникнут вопросы, обращайтесь.