Как расстаться с мужем после развода?

Вопрос психологу:
Добрый день. 1,5 года назад развелась с мужем из-за постоянных скандалов. Общему ребёнку 2 года. Муж до сих пор отказывается расходиться со мной, живёт с нами в квартире и продолжает меня унижать и оскорблять. Постоянно внушает, что ни я ни дети никому, кроме него не нужны, оскорбляет всех моих родственников и шантажирует тем, что мы будем нищими, тк он нам ни копейки не даст. Сам себе внушил, что я его люблю, но просто не могу в этом признаться. Постоянные разговоры о наших отношениях приводят его в ярость. Даже если договариваемся жить отдельно друг от друга, потом все равно он возвращается и говорит, вы без меня не сможете нормально жить. Постоянно пытается контролировать каждый мой шаг, если я без его ведома пошла в магазин, начинает скандал. Хотела во время декретного отпуска отучиться на каких нибудь курсах, но он не разрешает. Говорит, чтобы я ни с кем детей не оставляла. Ещё до беременности доходило до того, что он запрещал ходить на работу, зная, что нет руководства. В воспитании ребёнка считает, что лучше позволять ему все, что хочет, чтобы не плакал, после чего у малыша начинаются истерики ещё больше. К старшему ребёнку (не общему) постоянно претензии. Ребёнок учиться на отлично, интеллектуально развит, в спорте не очень силен, но занимается хоккеем 5 лет. Бывший муж внушает ему, что он слабак и что школа это ерунда, что нужно заниматься спортом. Оскорбляет моих подруг, с которыми я даже не могу встретиться хотя бы 1 раз в месяц. Постоянные телефонные звонки, когда он в отъезде. Я не знаю, как себя дальше вести с ним. Я понимаю, что пока он рядом со мной и детьми ничего хорошего не будет. Придёт время и я должна буду идти на работу, что будет в этот момент боюсь себе представить.
Автор вопроса: ДАРЬЯ Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Мостицкая Татьяна Игоревна.
Добрый день, Дарья.
Вы совершили большой шаг – юридически развелись со своим мужем. Это важно, ведь очень часто именно этот последний шаг, то на что так тяжело решиться и многие расставаясь со своим партнером фактически, не способны сделать это юридически и тем самым поставить точку в отношениях. Вы же наоборот начали с этого. Но хочу отметить, что несмотря на юридический развод с супругом, судя по Вашему рассказу, Вы продолжаете находится с ним в браке. Важно понимать, что Ваш супруг явно не готов расставаться и продолжать жизнь дальше, оставаясь при этом родителями ребенка и участвуя в его воспитании, но не продолжая близких отношений с Вами как с женой. И здесь нужно осознать, что возможно он никогда не будет к этому готов, возможно отпустить Вас ему тяжело или не возможно по ряду причин, которые касаются лишь его. Поэтому, к Вам следует взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Описанная Вами история хорошо показывает, что Вы не очертили свои границы в отношениях с мужем, он продолжает их нарушать, диктуя правила не только своей жизни, но и Вашей. Если Вы действительно готовы расстаться с мужем, не юридически, а фактически, то Вам предстоит отстроить свои границы в отношениях с ним заново, а возможно и впервые в Вашей жизни. Прежде всего Вам стоит подумать над как решить вопрос с общей жилплощадью, оставаясь вместе под одной крышей выстроить дистанцию Вам будет очень сложно, с другой же стороны, переехав в другое место (это может быть временное жилье, родственники итд) поможет Вам легче контролировать ситуации в которые Ваш муж пытается вмешиваться и диктовать свои условия, а так же наглядно продемонстрирует мужу, что Вы не находитесь больше в браке. Оставаясь под одной крышей Вы продолжаете подпитывать бывшему супругу иллюзию, что ситуация временна и что рано или поздно все вернется на круги своя.
Так же очень важно установить правила. Подумайте над тем, во что может и не может вмешиваться Ваш супруг, установите график провождения времени с ребенком и пусть Ваше с ним общение ограничивается только этим на пока. Проясните мужу в каком формате, как и когда Вы будете решать какие-либо вопросы касательно ребенка, желательно делая это на нейтральной для обоих территории. Помните, что другой человек не имеет никакого права решать за Вас что делать, чес заниматься, с кем общаться, где работать и вообще всячески посягать на Вашу жизнь и то, что Вы делаете. Держите эту мысль в голове и отстаивайте свои границы не только перед мужем и другими, но и главным образом перед самой собой. Таким образом и Ваше уважение к себе пойдет в гору, а уважая себя очень трудно позволять другому посягать на Ваши жизненные решения и стремления.
С уважением,
Татьяна.