Что делать со злостью на бывшего супруга и его семью?

Вопрос психологу:
Уважаемые, психологи!
Меня разрывает на части от боли, отчаяния, усталости и злости на бывшего супруга и его родню . Мне 30 лет. У меня двое маленьких детей: 5 лет и 2,5 года. Две дочки. Я их очень люблю. Моих родителей уже нет в живых.
За последние 5 лет в моей жизни произошли следующие события. На момент, когда я узнала о первой беременности, я была в поиске работы. Так на работу и не вышла. Совместно с бывшим мужем решили, чтобы я занималась собой и беременностью. Во время первой беременности обострилось окр, симптоматика мытье рук, ритуальные действия, навязчивые мысли, Магическое мышление. ПОсле рождения первого ребёнка отношения с бывшим мужем ухудшились. В момент скандала бывший муж совершил очень серьёзную покупку так, чтобы я не имела никаких прав на неё. Я не была с этим согласна, но после помирились, поскольку общий ребёнок. Когда старшей дочке было 1 год и 6 месяцев, я забеременела вторым ребёнком. Ребёнок был желанным. Несколько месяцев над этим работали. Беременность сложно для меня началась. Накануне того, как я узнала мы серьёзно поссорились с бывшим мужем. Было подозрение на внематочную, но после беременность оказалась маточной. Уже в больнице, куда попала с подозрением, делали пункцию кисты яичника, которая была опасно больших размеров. Но на развитие беременности это не повлияло. Во время второй беременности были постоянные скандалы с бывшим мужем, ежедневные слезы, его отсутствие дома (постоянные командировки), не было ИНТИМА. У меня сильно прогрессировала симптоматика окр. Я просила о помощи бывшего мужа. Посещала психолога, но эффекта не было. Мой бывший муж без моего ведома и согласия совершил ещё одну серьёзную покупку, и снова оформил на себя. Влез в долги. Я была против, так как было много финансовых проблем. Я отказывала себе во всем, кроме необходимых для поддержания беременности лекарств, посещения врачей и минимально сбалансированного питания. Чтобы как-то дать себе шанс выйти на работу, пошла на КУРСЫ. На курсах было тяжело учиться, так как с первым ребёнком я была много сама, муж часто в разъездах. Помогал только мой отец, но больше пойти вместе со мной и ребёнком погулять, или посидеть с ребёнком, пока я на курсах. Родился второй ребёнок. Чтобы справляться, курсы пришлось бросить. Через два с половиной месяца после рождения второго ребенка скоропостижно скончался мой отец. У меня началась депрессия. Бывший муж часто отсутствовал. Приезжала "помогать" из другого города свекровь, которая поддерживала отъезд сына и его успехи по работе. Не могу сказать, что было много помощи, но я хотя бы не была одна с двумя маленькими детьми. В один из её приездов вместе с сестрой бывшего мужа и племянником, мой бывший муж поехал как бы в командировку, оставив меня одну с двумя маленькими детьми и гостями. Потом вскрылось, что он был в дополнение ко всему в это время на море с любовницей. От этого у меня образовался нервный ком в горле. Через 2 недели я потребовала, чтобы он съехал, поскольку чувствую, что скоро покончу жизнь самоубийством. Он съехал. Я осталась с двумя маленькими дочками, которым на тот момент было 3 года старшей и 8 месяцев младшей. Младшую мне нужно было лечить от дисплазии тазобедренных суставов. ОКР, ПТСР, депрессия. Я была в ужасном состоянии и ни с чем не могла справиться. Я говорила, что ситуация опасна для детей, но меня бывший муж посылал, обвиняя в манипуляциях. Сейчас прошло уже почти два года с момента, как он съехал. С детьми он видится. Я работаю с психотерапевтом, симптоматика окр постепенно уходит, а голова трезвеет. До карантина полгода работала с психологом ещё и моя старшая дочка. Мой бывший супруг запрещает мне говорит ему о том, что мне тяжело и слышать этого он не хочет. Его родня делает вид, как будто ничего не произошло. Я не могу отказаться от помощи, потому что моих источников дохода недостаточно для содержания двух детей и лечения младшего ребёнка (от предыдущего диагноза с дисплазией тб суставов ещё долечиваем задержку развития ядра сустава). Да и хоть какая-то связь с отцом детям нужна. Но я так ненавижу его и всю его родню. У меня в отношении их сильнейшая злость. Я не могу их послать, наказать за свои страдания. Часто говорю о том, как мне плохо и что я буквально скоро умру своим детям, обвиняя и детей в этом, и родню моего бывшего мужа. Что мне со всем этим делать? Как мне перестать детей винить хотя бы в том, насколько мне сейчас тяжело с ними справляться во время карантина?
Автор вопроса: Оксана Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Никитина Галина Геннадьевна.
Здравствуйте, Оксана. Благодарю Вас за Ваш вопрос.
Ситуация у вас действительно не самая простая. У меня, честно сказать, к вам очень много вопросов по вашей ситуации. Но постараюсь исходить из той информации, которую вы предоставили.
Во-первых, Вы пишете, что у вас есть реальные проблемы с психикой, подтвержденные диагнозом, который кроме психотерапии требует также применение лекарственной терапии. Рекомендую вам обратиться к психиатру.
Во-вторых, что касается Вашего отношения к мужу, его родственникам и к детям – у вас тут явный перенос чувств к мужу на детей. А также перекладывание ответственности за свои решения (а решить детей рожать за вас никто не мог – не так ли?) на мужа. Предлагаю Вам посмотреть на все с другой стороны.
Да, Ваши дети это не только Ваша ответственность, но и Вашего мужа. Насколько я могу судить, Ваш бывший муж поддерживает детей материально и общается с ними. Но Вы все равно недовольны – почему? Чем Вы недовольны? Что конкретно Вас не устраивает? Ответьте себе на эти вопросы – только честно. Ваши ответы помогут Вам лучше разобраться в ситуации и в Ваших чувствах.
К мужу у Вас такое отношение, потому что он не оправдал Ваших ожиданий, повел себя не так, как Вы хотели и ждали и Вас это злит. И это нормально. Но задумайтесь, к чему Вас приводят эти обиды и злость? Вы теряете здоровье, злитесь на детей… Постарайтесь убрать проекции с детей. Ведь ненавидя своего мужа, вы автоматически ненавидите ту часть его, которая есть в ваших детях. А она там есть. И еще вы пишете – я очень люблю своих детей, так может стоит поблагодарить Вашего мужа за то, что они (дети) у Вас есть? В том числе и благодаря ему.
Вы также нагружаете маленьких детей своими переживаниями, говорите им что вам плохо, и вы скоро умрете. Для чего вы это делаете? Что Вы ожидаете от своих детей в ответ на свои жалобы? Дети очень остро чувствуют Ваше состояние и переживают вместе с Вами…
Как перестать винить детей – Вы задумайтесь, Оксана, действительно ли дети виноваты в том, что Вам тяжело? Или кто в этом виноват? Зачем Вы их вините? Что Вам это дает?
Понимаю, что сейчас Вам вдвойне нелегко – взаперти круглосуточно с двумя маленькими детьми. Чтобы как-то нормализовать ситуацию поможет очень простой метод – составить распорядок дня.
Прям по часам:
Подъем – в 9 утра
Зарядка, умывания 9.00 – 9.20
Завтрак – 9.30 – 10.00 и т.д.
Привлеките детей к приготовлению завтрака, мытью посуды и вовлекайте их в то, чтобы они вам помогали – собрать игрушки, подмести, помыть посуду. Да они еще маленькие, но с удовольствием будут помогать вам, если вы их попросите вам помочь и скажете, что вам самой тяжело или преподнесете все это в виде игры.
Резюмируя все вышесказанное, рекомендую вам:
1. Взять на себя ответственность за свою жизнь и то, что в ней происходит
2. Стараться не отзываться плохо о своем бывшем муже и даже мысленно не говорить о нем плохо – а наоборот, благодарить за все, что он Вам дал и делает для детей. Знаю, это трудно, но возможно. Просто попробуйте.
3. Общаться с детьми – говорить с ними, но не жаловаться на то, как вам тяжело и не говорить, что вы скоро умрете, а спокойно объяснять, что вам одной трудно и просить их вам помочь в том, что им под силу.
4. Ну и, конечно, наблюдение у специалиста и работа с психотерапевтом.
Надеюсь, что смогла Вам помочь. Искренне желаю Вам здоровья, терпения и счастья.