Не могу забыть, как меня унижали в детстве.

Вопрос психологу:
Мне 21 год, я уже взрослая, но до сих пор не могу забыть всех унижений из детства. Отца своего я не знаю, мама умерла когда я была маленькой, меня воспитывали деда и 2 дяди. Деда много пил, но он был очень хороший человек, он любил меня и заботился обо мне. А вот дядей своих я ненавижу. Они часто срывали на мне свою злость, просто от того что плохое настроение. Особенно младший дядя меня сильно унижал и пару раз бил. 2 раза он нагнулся и испускал свои газы в меня. Это было так унизительно, а он смеялся. Я деду люблю, но он часто закрывал на всё глаза потому что приходил после работы уставший и не хотел ругаться. Я была слабой и все вытирали об меня ноги. Меня не защищали. Когда мне было 9 лет, наша соседка начала заставлять меня подметать двор, мыть подъезд 3 этажа и поливать деревья, воду я таскала в ведре из арыков. Никто ей слова против не сказал, никто не заступился за меня. Я работала так около 3 лет. Я сначала утешала себя той мыслью, что я была единственным ребенком в подъезде, поэтому меня одну заставляли. Но сейчас у нас живёт 6 детей и никто не занимается ее работой (мы ей платим деньги за уборку). И она не заставляет, потому что знает что родители не дадут своих детей в обиду. В 15 лет я начала пытаться стоять за себя им это не понравилось и помню как младший дядя сказал старшему: "Надо сейчас ее характер сломать, а не то она и дальше такой будет". Сломать характер, это так ужасно звучит. Ещё мл.дядя часто угрожал что изобьёт меня. Деда умер 2 года назад, я очень скучаю по нему. Я осталась совсем одна и мне стало казаться что мы семья и надо держаться в месте. А сейчас мне противно от себя, как я могла простить их. Мне плохо, я плачу по ночам. Я выросла такой злой, закрытой, безэмоциональной, у меня нет друзей. Юность прошла незаметно. Я их ненавижу, не хочу больше поддерживать с ними связь. Я хочу начать баловать себя. В школе и колледже я так скромно одевалась, не было денег. Но я деду не виню. Зато сейчас я должна баловать себя, я работаю официантом, и деньги хоть небольшие, но есть. У старшего дяди есть дочка. Я раньше покупала ей очень много подарков и водила по паркам и кино. А сейчас понимаю что всё зря. На меня так никогда не тратились, когда я была маленькой. И она растёт такой капризной, вечно просит меня сводить ее куда-то, причем говорит так :"Я давно в парке не была" или "Хочу чтоб ты мне это купила". Я хочу отказаться от них всех и жить для себя. Хочу быть веселой, улыбчивой, уверенной в себе, на знаю смогу ли я забыть всё что было в детстве.
Автор вопроса: Ксюша Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Ксюша.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Сожалею, что в Вашей жизни был столь тяжелый период в детстве. Но надо осознать, что это всего лишь период, а не вся жизнь и то, что было уже не изменить, но можно изменить свое отношение к прошлому, проработать этот опыт, чтобы не нести его в свое будущее и построить свою жизнь по-другому, по законам которые устанавливаете Вы сами. И в первую очередь вы должны понять, что Вашей вины в произошедшем нет.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Базовое доверие к миру и людям формируется в детстве. И если рядом не было взрослого человека, который мог бы создать атмосферу безопасности, то несомненно это будет сказываться на развитии и формировании личностных качеств в будущем. К счастью с такими ситуациями можно, а главное нужно работать. Но это непростой и довольно болезненный путь и к этому надо быть готовым.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Первый и самый важный шаг на пути к этому – это большое желание изменить свой взгляд на прошлый опыт. Да, в детстве Вы не могли постоять за себя, но сейчас Вы взрослый самодостаточный и уникальный человек, и важно признать это в первую очередь самой и как только Вы это признаете, поверьте у окружающих не будет другой возможности, кроме как считаться с этим.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Из Вашего письма видно, что у Вас большое желание забыть все, что произошло с Вами в детстве, но это путь избегания. Забыть тяжелые эмоциональные травмы нельзя, они всегда будут присутствовать в нашем подсознании и негативным образом влиять на настоящее. Все, что можно сделать, это научиться по-другому реагировать на те воспоминания, которые у Вас сохранились.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Вы говорили, что пытались простить своих обидчиков, это очень сильный и смелый поступок, который говорит о том, что Вы очень сильная личность. Другой вопрос в том, что простить – значит добровольно отказаться от ненависти, обиды, ожиданий расплаты за прожитые страдания. Задайте себе вопрос действительно ли Вы пытались их простить? Если нет, то это обязательно надо сделать как бы тяжело это не было. Облегчение приходит только через прощение. Хватит нести этот тяжелый груз. Попробуйте представить своих дядей не в роли агрессоров, а в роли глубоко травмированных, закомплексованных, неполноценных людей, которые пытаются поднять свою уверенность за счет унижения заведомо слабых и неспособных за себя постоять. И простите, будьте сильнее и мудрее их. Конечно, Вы не сможете сделать это в один день, но со временем это получится.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Так возможно ли изменить ситуацию и избавиться от груза тяжелого детства? Безусловно. Можно стать увереннее, оптимистичнее, счастливее и главное – это Вам по силам.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Вот несколько моих рекомендаций:
Для начала необходимо обрести чувство безопасности. Откажитесь от позиции жертвы и забудьте об уроке беспомощности. Не хотите общаться с грубыми и агрессивными людьми? Не общайтесь. Хотите быть улыбчивой, уверенной в себе? Будьте. Открою Вам секрет: уверенность в себе присуща далеко не всем. Но ее можно вырастить. Она повышается от каждого нашего достижения, пусть и не большого. Подумайте, чего Вы уже достигли. Попробуйте выписать свои достижения на лист бумаги, это поможет увидеть и более четко осознать их. Не останавливайтесь на малом, вспомните все достижения, даже самые маленькие. Хотите покупать себе красивые и новые вещи? Покупайте. Хотите иметь друзей? А что Вы делаете для того, чтобы они появились? Начните появляться в компаниях. Ходите в гости. Смотрите фильмы в кинотеатре. Поезжайте в отпуск. Ваш круг знакомств обязательно расширится. Вероятность встречи с человеком, с которым завяжется дружба, существенно возрастет. Каждая новая встреча с новыми людьми пойдет Вам на пользу. В любых экспериментах успеху предшествуют тысячи неудач. По-другому не бывает.
Необходимо воссоздать и пересказать картину травмирующего события в безопасном месте. Это позволит эмоциональной системе выработать новый, более реалистичный взгляд и реакцию на травмирующие воспоминания. При воссоздании ситуации важно вспомнить не только само событие, но и реакцию, которую у Вас это вызывало: отвращение, ужас, тошнота и т.д. Цель состоит в том, чтобы обличить все воспоминания в целом в слова. Если рядом нет человека, который готов Вас выслушать можно делать это на бумаге. Уйдите в безопасное место, подальше от людей, например, в лес и пишите все, что можете вспомнить. Очень важно делать это в своем собственном темпе. Когда событие, которое Вы вспоминаете, вызывает у Вас острые чувства – остановитесь, выплесните эти эмоции: кричите, плачьте, рвите бумагу, злитесь. Делайте это до того момента пока не почувствуете облегчение. Дайте всему тому негативу, который скапливался у Вас столько времени, выйти наружу. Вместе с воспоминаниями об эмоциональной травме можно испытать не беспристрастный ужас, а чувство безопасности, осознание того, что это было раньше, но не сейчас.
Необходимо оплакать потерю, в Вашем случае это потерянное детство и юность. Оплакивание имеет крайне важное значение: оно дает возможность до некоторой степени освободиться от самой травмы. Вместо того, чтобы вечно оставаться в прошлом, в плену у травмирующих событий, можно начать смотреть вперед, заново устраивать свою жизнь, освободиться от власти психической травмы, как от колдовских чар. Пожалейте в себе ребенка, которому не слишком повезло в детстве, и идите дальше.
Постарайтесь начать жить сегодняшним днем. Отпустите прошлое. Помните, пока Вы стоите лицом к своему прошлому, Вы стоите спиной к своему будущему. Развернитесь на 180 градусов – это просто необходимо сделать. Прошлое должно оставаться в прошлом.
Перестаньте ждать чего-то плохого, начните верить в лучшее. Попробуйте представить свое прошлое не с позиции жертвы, а с позиции героя, который стойко переносил все невзгоды судьбы. Таким образом не отрицая прошлый опыт Вы можете акцентировать свое сознание на светлых сторонах. И помните Вы действительно герой, а Всех героев ждет счастливая жизнь впереди.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Ксюша, я искренне желаю Вам счастья, и буду очень рада, если мой ответ оказался для Вас полезным. Помните, если Вы хотите изменить свою жизнь, то начинать надо уже.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ С уважением, Елена.