Сожаление из-за нереализованности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 25 лет. Шел на красный диплом, а на госэкзамене растерялся, сбился, и поставили 4, поэтому вышел из претендентов на него. Это была, конечно, роковая ошибка, и я не имел на нее права. Поэтому наступила ответственность. Четыре года стараний напрасно. Подвел маму, я у нее один, и она на меня очень много денег потратила. Я просто хотел первый раз в жизни хоть чего- то добиться. Сейчас у меня руминация, мысленная жвачка. Я прокручиваю в голове день экзамена, отматываю назад, анализирую. Ведь других каких-то достижений в жизни у меня нет .Остался один на один со своей проблемой, и мучает душевная боль. Так жалко, чуть не хватило до достижения цели. Ведь ради этого я отказался от личной жизни и развлечений. К тому же я поздно поступил- в 21 год. Я думаю, что так получилось, потому что я был слишком зациклен на прошлом, а это отбирало мотивацию к учебе. Если же я и сейчас еще больше буду на нем зацикливаться, то я вообще в жизни могу ничего не добиться. Если б я был моложе, то я б так не волновался, а так, 25 - это все -таки не 18. К тому же время быстро летит. Помогите, пожалуйста, восстановить мотивацию двигаться вперед, я хочу избавиться от тяжести прошлого, а сейчас лето даже не радует. Даже на море ехать нет желания. Я хочу стать хозяином своей жизни и просто радоваться ей, радоваться каждому ее дню. А мне дано все для этого. Но есть некоторые мысли и чувства, которые я контролировать пока не могу. Поэтому мне нужна помощь психолога. Надеюсь, вы мне поможете разобраться в этом.
Автор вопроса: Богдан Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Каминная Оксана Сергеевна.
Богдан, здравствуйте!
Вы очень ответственный человек и у Вас есть очень хорошее качество – это концентрация на главном – достижении цели. Это есть не у всех, а у Вас это есть. И это качество Вам пригодится в дальнейшем.
Однако, давайте рассмотрим то, Вас мучает. Душевная боль от того, что Вы не достигли цели, не оправдали своих и маминых надежд.
Богдан, то что Вас мучает складывается их многих составляющих, как мне видится:
Быть лучшим. Ведь у Вас цель стояла не только успешно закончить учебное заведение, а именно закончить его с красным диплом. Быть лучшим. Вопрос – для кого? И зачем?
Ведь если так разобраться, то Вы закончили ВУЗ очень даже замечательно. Но Вас не устраивает, что Вы не один из лучших. И что из этого? Возможно, получается подсознательно Вы хотите превосходить кого-то для себя или для мамы. Если для мамы – то сразу хочу Вам написать – живите своей жизнью и делайте то, что считаете нужным и необходимым. Делая свою жизнь из поступков для кого-то Вы будете терять себя, часть своей души, и оглядываясь назад, поймете, что прожили не свою жизнь. Тем более, есть уже сожаления, что в таком молодом возрасте Вы отказались от личной жизни, от нормальной жизни для Вашего возраста. А что Вы будете вспоминать в старости, что корпели только над учебниками? Работали все дни напролет? Вели всегда ту жизнь, про которую говорят «Да, этот парень молодец, он хороший, не пьет, не курит, серьезный, зарабатывает», а Вам то что от этого? Есть какая-то радость, что люди о Вас говорят хорошо?
Если же Вы хотели быть лучшим для себя и это было Вашим решением, то задайте вопрос себе вопрос :
«Кто Вам говорил, что Вы должны стать лучшим или когда вы сами это решили?»
«Кому Вы дали право Вас оценивать? В каких случаях?»
Богдан, здесь проанализируйте, почему Вам важно и для чего получение данного диплома? ВЕДЬ Вы же согласитесь, что и просто с диплом жизнь не заканчивается. Почему для Вас все краски жизни померкли?
2. Чувство вины перед мамой. Здесь не могу все точно утверждать, так как не владею полной информацией, однако, задайтесь вопросами:
- есть такой вариант, что мама реализовала свои мечты через Вас?
- как думаете Ваша мама хочет чтобы Вы постоянно это прокручивали и мучались?
- за что переживает Ваша мама: за то, что Вы не получили диплом или за Вас, что Вы живете неполной жизнью? Или просто завышенные требования к Вам? Если завышенные требования – то для кого? Для подруг, для себя, для кого? Для Вас ли? Здесь ни в коем случае не хочу , чтобы Вы портили отношения с мамой, потому что если и проскальзывают для Вас какие-то очевидные ответы, то нужно понимать, что и она – просто человек. А Вы должны освободится от того, что не является Вашим грузом.
Все это проанализируйте, поймите для себя и осознайте! Самое главное осознайте.
Вторым шагом для Вас должно быть понимание, что жизнь многообразна. Она состоит не только из учебы, работы и детско-родительских отношений. Есть еще: любовь, друзья, отдых, хобби, своя семья, здоровье. Да, Вы правильно мыслите, жизнь идет очень быстро. Не успеете оглянутся и Вам уже 40, 45 лет. Как бы Вы хотели встретить свое 40-летие? 30-летие? Что для этого нужно сделать? И тут должны прийти именно Ваши мечты, желания. Что Вы в данный момент делаете для того, чтобы прожить жизнь так как хотите Вы? Именно Вы?
Понимаете, закончить ВУЗ с красным диплом – да тяжело, это достойно. Но это не является оценкой всей жизни. Вы можете быть умным, но оставаться одиноким всю жизнь, ни друзей, ни семьи. Вы можете работать на высокооплачиваемой работе, и Вас могут ценить на работе как специалиста, но Вы будете корпеть на этой работе жертвуя снова и снова своими отношениями с друзьями и не получая удовольствия от своего хобби (а оно у Вас есть)?
Или может быть все наоборот, много друзей и быть без денег и работы. Думаю, Вы меня поняли, что не нужно перекосов из одной стороны в жизни в другую, не нужно концентрировать ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НА ОДНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ.
Красный диплом – это не экзамен всей жизни. Экзамен жзни, это как Вы встаете после неудачи и чего достигаете после. Хотя в Вашем случае, нет ничего страшного (все живы и здоровы), и нет неудачи при адекватном рассмотрении, она есть в Ваших мыслях и только. Прокручивайте в своей голове не то что прошло, а что будет, если Вы будете так и дальше сидеть и думать о прошлом. У Вас упадок сил, еще и из-за того, что нет новой цели. Если это поднимет мотивацию, то обдумайте еще раз того, чего хотите Вы во всех сферах жизни, что Вы будете делать для этого, какие есть у Вас ресурсы, чего Вам не хватает... Но не мне Вам говорить как достигаются цели))) Главное не зацикливайтесь потом на какой-то одной из них, а держите свою жизнь в балансе))) Вот этот экзамен каждый и должен пройти, чтобы в Вашей жизни, во всех сферах было все хорошо.
Удачи Вам, Богдан!