Как перестать возвращаться к прошлому?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, на протяжении продолжительного времени я не могу принять настоящие. Например, я занимаюсь своими делами и в голову приходят мысли о том, что я не смогу вернуться в прошлое увидеть кого-то или повторить те моменты. Я боюсь будущего, потому что с каждым днём время уходит. Все это подогревается тревожными снами о смерти родных. Все до ходит до того, что я начинаю непрерывно плакать. В голову приходят мысли "зачем тогда вообще жить? В чем смысл жизни?". Кажется, что жизнь проходит мимо меня, а я просто существую, а не живу. Очень трудно осознавать то, что я ничего не смогу прочувствовать как тогда в детстве. Не смогу испытать предвкушение нового года или дня рождения, как будто это просто какие-то дни. Мне сложно говорить об это с окружающими. Как только затрагиваю эту тему в горле встаёт ком и слезы наворачиваются. Да и сказать некому, потому что все что я услышу "да забей, живи настоящим, радуйся каждому моменту" или "чего накручиваешь, все же нормально". Услышать это самое трудное, что я могу себе представить. Потому что большинство моих проблем обесцениваются. Я же еще "ребенок" и ничего не понимаю.
Хотела бы разобрать в этом и понять, что со мной происходит. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Анастасия!
Ваше восприятие окружающего мира и себя в нём сейчас действительно весьма болезненно. Окружающие видят в Вас ребёнка (для них Вы пока на самом деле ребёнок, не обижайтесь на это), но они видят и то, что с этим ребёнком начались какие-то непонятные перемены.
Вы, Анастасия, тоже это чувствуете, именно это состояние Вы и описываете в своём письме - словно ребёнок внутри Вас стал исчезать, уходить в другое измерение, а что же остаётся на его месте?...
Вам сейчас кажется, что ничего. Поэтому Вы в своём НАСТОЯЩЕМ постоянно тянетесь как за соломинкой к воспоминаниям о прошлом (которого УЖЕ нет, которое Вас УЖЕ не устраивает), а потом, не найдя ответа в прошлом, обращаетесь мыслями в будущее (но оно ПОКА Вас пугает своей неизвестностью, ведь его ЕЩЁ нет). Вы словно зависли между мирами, не можете влиять на свою текущую жизнь, на настоящее, хотя вроде бы продолжаете всё видеть, слышать и чувствовать. Отсюда и Ваши мысли о своей беспомощности, бессмысленности своего существования, бренности бытия, о страхе перед смертью родных.
Всякий раз, чтобы перейти на новый уровень развития личности, человек символически словно должен исчезнуть на предыдущем более примитивном уровне, а это всегда связано с дискомфортом, страхами, сомнениями, непониманием происходящего, и так будет происходить всю жизнь, таких кризисов будет ещё ох как много!
Вы сейчас испытываете такой возрастной кризис, Анастасия. В психологии его называют кризисом идентичности, юношеским, он случается с юношами и девушками в возрасте 17-23 года. Это происходит со всеми, но не всегда проходит мучительно. В этом нет ничего ненормального, просто разные люди имеют разную чувствительность, восприимчивость, по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.
Сейчас Вы расстаётесь со своей детской оболочкой и детским внутренним наполнением, и Ваш долг перед самой собой приобрести на этом возрастном этапе понимание своей новой внутренней позиции, понять, чем Вы отличаетесь от других, выстроить внутренние системы защиты, основанные на Ваших ценностях, обрести свои смыслы и представления о мире, обрести знание о Новой-Себе.
Чего проще, казалось бы, задать Вам самой задать себе вопросы: "кто я?", "какая я?", "чего я хочу?", но в 18 лет именно на эти вопросы самому себе ответить сложнее всего.
Возможно, Вы сейчас столкнулись с тем, что имеющиеся в Вашем распоряжении смыслы и ценности Ваших родных, близких, друзей, которыми Вы были наполнены всё предшествующее время, не очень в Вас откликаются, поэтому Вы воспринимаете их как чужеродные, а своих пока ещё не выработали, не обнаружили. Отсюда это пугающее ощущение внутренней пустоты и страха, потребности хвататься за всё подряд, спрашивать чужого мнения о себе, ведь Вам сейчас на самом деле очень страшно и сложно понять, кто Вы и какая Вы, куда двигаться.
Всё, что Вам предлагает Ваше привычное окружение, родные в качестве объяснения Ваших ощущений, Вас по какой-то причине не устраивает. Возможно, потому что они продолжают в Вас видеть тот привычный и понятный им образ девочки-подростка, которой Вы уже не являетесь.
А Новую-Вас они сами ещё не знают. Поэтому их советы Вами воспринимаются как непонимание Ваших проблем, невозможность помочь Вам. То есть Вы и сама себя не понимаете, и считаете, что близкие Вас не понимают, но требуете от них объяснить, что с Вами происходит, понять Вас и помочь Вам.
Это как порочный круг. В этот момент можно попасть под влияние людей, которые легко подменят Вам Ваши несформировавшиеся ценности на свои. И хорошо, если рядом окажутся люди благородные, знающие, ответственные, у которых и ценности такие же благородные. Но часто случается так, что рядом оказывается компания таких же неопределившихся, которые сбиваются в группы по интересам "что бы ни делать, лишь бы назло взрослому обществу". Вот от таких "советчиков" и "экспертов" лучше держаться подальше!
Поэтому, Анастасия, Вам сейчас нужно обратиться к незаинтересованному лицу, профессионалу с психологическим образованием, который пообщается с Вами пусть даже не один раз, но поможет Вам понять себя, сформировать хотя бы общие представления о своих интересах, профессиональных предпочтениях, способностях - о том, что станет важной частью Вашей будущей взрослой жизни, профессиональной деятельности.
Анастасия, Вы сейчас учитесь? Работаете? Если да, то кто делал выбор направления? Устраивает ли Вас то, чем Вы занимаетесь сейчас? Есть ли у Вас хобби?
Подумайте о том, кто из реальных людей (лично знакомых или нет) мог быть для Вас образцом для подражания. Только, пожалуйста, не берите выдуманных киношных образов!
Поразмышляйте, что в этом человеке Вас привлекает, за что его можно уважать, какие у него есть ценности в жизни, внутренний стержень, как он добивался всего в своей жизни.
Попробуйте провести аналогичный разбор своих приоритетов в жизни: что у Вас есть, чему ещё стоит научиться, где это можно сделать и т.д. Не нужно повторять чужую судьбу, изображать из себя другого человека - у Вас есть свои достоинства, способности, своя судьба и, скорее всего, гораздо более интересная и перспективная. Просто Вам сейчас нужен некий образец, шаблон, по которому Вы сделаете хотя бы первый шаг к самой себе, сдвинетесь с места.
Нужно понемногу начинать менять свою привычную жизнь. Начните делать то, что до этого не делали, но хотели бы делать, сделайте это своей постоянной привычкой, например: каждый день по 10 минут делать упражнения на группу мышц, делать в день по 1 фотографии красивых видов или сюжетов, читать интересную книгу по 1 главе в день, начните каждый день по любой минимальной сумме откладывать деньги на курсы, о которых Вы мечтаете, добровольно возьмите на себя выполнение какой-то обязанности по дому и т.д.
Постарайтесь приучить себя анализировать свои поступки, мысли, эмоции, отношения. Ведите дневник, где Вы будете это фиксировать.
Запишите в дневнике противоположные вопросы отдельно друг от друга, чтобы осталось место для ответов: кем я являюсь сейчас, кем я не являюсь сейчас, кем я могу стать, кем я не могу стать, кем я хочу стать, кем я не хочу стать - и ответы на них.
Проанализируйте, на какие вопросы Вам отвечалось легко, на какие труднее, как Вы это объясняете себе? Периодически снова задавайте себе эти вопросы и отвечайте на них, а потом посмотрите, что происходит с ответами, как они меняются - через месяц, через год, через 2 года.
Составьте для себя план - какой конкретно цели и для чего Вы хотели бы достичь, к какому сроку, что от Вас потребуется для промежуточных этапов Вашего плана достижения цели. Отмечайте выполнение этапов и свои ощущения. Цели могут быть сначала простыми, а потом постепенно усложняйте их.
Помните, что в любой цели должна содержаться Ваша положительная эмоция (!) как самая важная награда. Эмоции не могут обманывать, а мозг может. Если то, что Вы делаете, нравится Вам, то у Вас и силы прибавляются, и вера в себя увеличивается, и новые желания появляются!
Когда Ваши действия будут совершаться не автоматически "потому что так надо", а потому, что Вы этого хотите, потому, что это доставляет Вам радость и удовольствие, тогда Вы более чётко увидите свою настоящую жизнь, свои смыслы, будущие перспективы.
Анастасия, желаю Вам обнаружить в себе и явить миру интересного, доброго, активного человека, который будет счастлив сам и сделает счастливыми тех, кто будет рядом с Вами! Всего доброго Вам!
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в профиле