Как вернуть себя, потеряла себя в отношениях.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я осознала что потеряла свою личность и индивидуальность в отношениях которые закончились около двух лет назад. У меня было много желаний, стремлений в жизни и т.д, после отношений как будто пустота, чёрная дыра внутри. Партнёр явно был абьюзером, пытался меня всячески переделать , сломать , масса запретов, поначалу я сопротивлялась , но потом сдалась , он меня убеждал что я во всем виновата( во всех проблемах в отношениях) и у него это вышло, постоянно хотел меня изменить, не принимал такой какая я есть , и я стала ему угождать, зачем? Не знаю. Он вдолбил мне в голову что я все делаю не правильно, не так думаю , не так думаю, не с теми общаюсь и я начала в это верить.. променяла себя на него!!! А потом ему стало просто неинтересно с такой как я , потому что под дудку плясала и он меня бросил. После этого в моей жизни все идёт не так, преследует чувство вины! Мне теперь всегда кажется что я все делаю не правильно, не правильно говорю, мыслю и т.п, я не знаю как поступить в той или иной ситуации , хотя раньше такого не было я очень быстро всегда принимала решения. Отношения тоже не складываются, опять же из-за этого страха что я какая-то неправильная! И все не так делаю ! Началась депрессия, я замкнулась в себе. Не могу ни с кем нормально общаться. Как выбраться из этого ужасного состояния? Как оправиться после отношений с абьюзером и вернуть себя настоящую?
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Андрианова Мария Борисовна.
Здравствуйте, Елизавета!
Прежде всего, хочу поздравить вас с тем, что вы больше не находитесь в этих отношениях. Теперь у вас появилась реальная возможность вернуть ощущение собственной ценности, хотя это может быть непросто. Хочу сказать, что ваши переживания совершенно нормальны. Многие люди, вышедшие из абьюзивных отношений, чувствуют себя также. Для восстановления потребуется время, но я постараюсь помочь вам сделать первые шаги.
Во-первых, спросите себя, нет ли у вас чувства вины за прекращение отношений. Вы пишете, что партнёр вас бросил. Возможно, вас посещают мысли, что он сделал это из-за каких-то ваших недостатков. Что будь вы достаточно хорошей для него, он остался бы с вами и даже начал лучше с вами обращаться. Всё это только мои предположения, но если вы правда чувствуете что-то подобное, то помните, что винить себя бессмысленно. Если партнёр унижал вас и требовал каких-то изменений, не считался с вашим мнением, то это дурно характеризует его, а не вас.
Понимаю, что трудно поверить в себя после того, как вы соглашались, что всё делаете неправильно. Поэтому предлагаю вам вспомнить свои положительные качества и то, что вы делаете хорошо. Если сейчас кажется, что таких качеств нет, вспомните, что ценили в себе до начала этих отношений или спросите людей, которые дружелюбно к вам настроены. Выпишите эти качества и перечитывайте, когда вам покажется, что с вами всё не так. Каждый день перед сном также выписывайте минимум 5 причин, почему вы молодец. Старайтесь при этом не обесценивать свои усилия, выписывать даже мелочи. Например, помыть посуду, хотя не хотелось, это отличный повод себя похвалить. Если будете выполнять это упражнение регулярно, скоро у вас появится целая тетрадка с перечнем того, что вы делаете хорошо.
Старайтесь вернуть в свою жизнь то, что радовало до отношений. Это может быть любимая работа, хобби, общение. Особенно старайтесь окружить себя людьми, которые относятся бережно и поддерживают. Даже если сейчас кажется, что прежние занятия не принесут радости, вы можете попробовать к ним вернуться. Возможно, в процессе вы снова почувствуете интерес.
Напоследок хочу посоветовать вам книгу Сьюзен Форвард «Мужчины, которые ненавидят женщин, и женщины, которые их любят». Там вы найдёте много техник самопомощи для женщин, переживших абьюзивные отношения. Также вы можете обратиться к психологу, чтобы проработать ваши чувства вины и неуверенности. Желаю вам успехов!