Вот уже почти 5 лет как умер муж, но боль не проходит...

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Вот уже около 4.5 лет тому назад у меня на руках скоропостижно скончался мой муж. Боль не проходит, что делать не знаю. Я одна и нет возможности по ряду причин продать и уехать отсюда и забыть тот кошмарный день февраля 2016 года. Закрылась, изолировалась, пытаюсь заполнять делами. Но боль не проходит. Что делать? Забыть невозможно, мы прожили 26 лет и это было самое лучшее время моей жизни. Мне 55 , не знаю сколько я проживу, но все безвкусно. В общем как-то доживаю... Есть разные интересы , но душа как в темноте и не хочется почти ничего. Службы в церкви заказываю. Самое лучшее и светлое в прошлом. Боль и тоска, слезы отнимают силы, энергию. Я живу по инерции. Предоставлена сама себе. Потихоньку подрабатываю, чем то занимаюсь. Но как реально смириться с потерей. Прошло много лет и были разные события и люди в моей жизни, а эта боль не проходит. Говорят отпустить... Но держать то я не держу, Все в теле и в мозгу пропитано теми отношениями. И сидеть представлять в каких он мирах я не хочу. Эта мистика , а реальность в том , что он умер, я кремировала его и урна находится в земле. Рана от смерти и от того, что он ушел молодой и полный планов и сил, в 57 лет не заживает. Не лечит время. Пишу потому что верю есть выход и надо справиться с этим. Уже хотя бы остаток моей жизни дожить по человечески. Надо быть крепкой, а как?
Автор вопроса: Lena Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Здравствуйте, уважаемая Лена!
Искренне соболезную вашей утрате. В моей жизни тоже были потери. Я хорошо понимаю, как эта невыносимая боль как будто разрывает изнутри. И это жуткое состояние безысходности. И чем сильнее стараешься об этом не думать, тем тяжелее мысли.
Поэтому я не буду вам говорить о том, что вы еще полны сил, что вам нужно жить. Вы и так живете...Хотя, если точнее - отживаете.
Лена, сразу скажу, что чем сильнее вы стараетесь забыть тот день, все произошедшее - тем крепче ваша память фокусируется на этом. Тем ярче картинки того, что вы пытаетесь забыть. Так ведь?
Поэтому перестаньте заставлять себя забыть. И тогда воспоминания сами по себе будут ослабевать. Тем более, забыть этот день – это практически значит забыть все ваши счастливые 26 лет. Разве вы реально хотите забыть о той части вашей жизни?
Вы думаете и вспоминаете о вашем муже из позиции потери, скорби и утраты. И эта скорбь затягивает вас в уныние и беспросветность. Это та серость и тьма, которая поглощает вас с каждым днем все сильнее и сильнее.
Попробуйте думать о вашем покойном муже из позиции благодарности. Вместо: «Как же мне плохо без тебя» - «Как же я благодарна тебе за то, что ты у меня был. За то, что делал меня счастливой на протяжении долгих лет» и т.д. Вспоминайте радостные моменты и благодарите за это.
Благодарность наполняет душу светом и любовью. Она успокаивает душу и сердце и притупляет боль.
Леночка, я думаю, что у вас были душевные отношения с мужем и он вас очень любил и делал все, чтобы вы улыбались и были счастливы. Как думаете, он бы сильно расстроился, если бы знал, что вы сейчас в таком состоянии? Ему бы хотелось, чтобы вы были настолько несчастливы? Разве для этих страданий он делал вас счастливой? Подумайте об этом!
Тема утраты - очень тяжелая тема. И все по-разному переживают такие события. Кому-то нужен год, чтобы вернуться к нормальной жизни, а кому-то и пяти лет будет мало. Но, чтобы окончательно не увязнуть в скорби - вам нужна поддержка. Нужно постепенно выходить из мысленной изоляции. Стараться найти новые смыслы для жизни - это может быть оказание кому-то помощи. Можно, например, завести себе собаку.
Если самостоятельно не справитесь с вашим состоянием - обязательно обратитесь к психологу. И это будет более эффективно, чем просто письмо на сайт. Потому что ваш вопрос лучше обсуждать, имея возможность задавать вопросы и слышать ваши ответы, чувствуя ваше состояние.
Искренне желаю вам обрести смысл жизни и начать жить!
С уважением, Лелюк Алина