Как пережить расставание с мужем и как принять его решение?

Вопрос психологу:
Как пережить расставание с мужем и как принять его решение? Вместе почти 9 лет, в официальном браке 5 лет. Из-за бытовых проблем и охлаждения отношений получилась ссора, в результате которой муж ушел из семьи. На контакты не идет. Телефоны заблокированы. Смогла один раз дозвониться, сказал, что не желает меня ни слышать, ни видеть. Сказал, что уходит один раз. В разговоре обида, вплоть до таких мелочей, что кушетка на кухне бесила. . . Сказал, что я эгоистка, что с самого начала отношений я плохая хозяйка, что дочь долго укладываю спать (ребенок мой от первого брака, 10 лет). То, что меня беспокоило в отношениях, я пыталась с ним обсудить, но он не хотел общаться, только нервничал и просил отстать от него , либо молчал. Но он очень закрытый человек. Все в себе. Телефон и компьютер на паролях. Решения всегда принимал сам. При любом незначительном конфликте говорил, что я ему покоя не даю, что он уйдет. Бывало, что собирался уходить, я его останавливала, просила не уходить. В последний раз у меня просто ступор случился, я не останавливала его. Осознание, что он ушел пришло только дня через 3. Но было ощущение, что он умер. . . и я его жду каждый вечер, как с работы. Обиды, злости нет. Одна боль и отчаяние, что ничего изменить не могу. . Я хочу, чтобы он вернулся в семью. Я его люблю. Как все это пережить? Мне морально и физически плохо. . .
Автор вопроса: Светлана Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Новикова Ольга Дмитриевна.
Здравствуйте, Светлана!
Вам больно от того, что любимый мужчина ушел. Мы не можем заставить другого человека делать что-то против его воли. В паре всегда двое. По вашему описанию ситуации, видно, что в отношениях были проблемы. То есть мужчина ушел не на пустом месте. Предпосылки к этому были.
Вы знаете, что в психологии чувства, которые человек испытывает при утрате (смерти близкого) и расставании приравниваются по интенсивности.
Испытывать боль при расставании – это нормально. К сожалению, от нее никуда не денешься. Потребуется время на восстановление и принятие.
Чтобы справиться с расставанием, психике требуется пройти через ряд этапов.
1) Отрицание, шок – этого не может быть.
2) Гнев – да как ты посмел
3) Торг – я изменюсь, только ввернись.
4) Депрессия – осознание того, что ничего уже нельзя изменить.
5) Принятие – способность жить дальше, строить планы на будущее.
Этапы не обязательно проходят по порядку, все индивидуально. Может быть возврат к предыдущим стадиям. В норме продолжительность проживания расставания от 6 месяцев до 1,5 года.
Важно понимать, что нет волшебного рецепта, чтобы просто взять и забыть. Но вы можете помочь себе в этот непростой период.
Для этого:
- разрешите себе чувствовать ярость, гнев, обиду.
- хорошо, если рядом есть человек, который способен поддержать.
Поддержать значит безоценочно выслушать, дать выговориться столько раз сколько нужно. Это может быть близкий друг, родственник, психолог.
Держитесь подальше от тех, кто говорит: «я же тебе говорила», «нашла из-за кого страдать».
Если нет рядом человека, которому можно было бы довериться, то расскажите игрушке или напишите письмо.
Хорошо помогают физические упражнения, найдите в себе силы, чтобы вытащить себя на прогулку, пробежку. Хорошо если есть возможность организовать маленькое путешествие.
Не в коем случае не уходите в самообвинение и поиск причин произошедшего. Это только усилит боль.
Если ловите себя на негативных мыслях, то говорите СТОП и переключайте внимание на физическую активность.
В отношениях человек получает какую-то ценность, удовлетворение своих потребностей. Постепенно приходит понимание, что теперь эти функции придется удовлетворять как-то по-другому. Для этого нужно время, поиск собственных ресурсов и опор.
Светлана, вас ждет непростой период, но он обязательно пройдет. Главное сейчас позаботиться о себе и своем психологическом состоянии.