Как радоваться жизни после отношений с социопатом.

Вопрос психологу:
Прожили с бывшим мужем 5 лет, разошлись 2 года назад. Причина – его неадекватное поведение, ложь, манипуляции, откровенные измены. Есть сын 4.5 года. Мне 34, бывшему мужу – 41. Еще в отношениях было четкое ощущение, что я потеряла способность радоваться жизни. Примерно полгода назад прочла книгу Джексона Маккензи о социопатах и поняла, что бывший муж был именно таким – 90% описанных признаков и алгоритм развития отношений полностью соответствовали нашей “семейной жизни”, от полной идеализации до уничтожения личности. Правда, не он меня бросил – сама забрала сына и ушла.
Многое стало понятно, вернулось частично ощущение своей целостности, но – дальше процесс выздоровления остановился. Я очень много работаю, чтобы обеспечить себя и сына, т.к. бывший муж ничем не помогает. И замечаю, что эмоции – положительные – только поверхностные, не вернулась способность искренне радоваться своей жизни. Т.е. радоваться за друзей могу, а утром выглянуть в окно и порадоваться новому дню – нет. Жизнь какая-то серая, только слегка с оттенками, это пугает.
Шоппинг/салоны красоты/свидания для смены обстановки пробовала – не работает. Обращаться к психологу тоже пробовала – правда, тогда еще не знала, что надо восстанавливаться после социопата. В чем-то мне помогли, но жить на все 100% не получается. Очень нужен совет, в какую сторону двигаться дальше, потому что время идет а положительные эмоции все такие же “замороженные”.
Автор вопроса: Елена Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Белева Ольга Владимировна.
Здравствуйте, Елена!
Я очень сочувствую, что Вам пришлось пройти весь этот ужас в старых отношениях.
Главный запрос, который Вы повторили несколько раз «хочу радоваться жизни». Это здорово, что у Вас возникает такое желание. Но хочу обратить Ваше внимание, что для «заживления Вашей травмы» необходимо время. Не торопитесь. В Вашей ситуации важно делать медленные, но уверенные шаги.
Вы прожили в стеснённых для Вашей личности условиях, в которых Вы в чём-то стали расслоено воспринимать мир. А это состояние мешает спонтанной радости. Психика работает в защитном режиме.
Негативные эмоции подавляются, чтобы перестать испытывать боль от несогласия с мужем. В том числе и положительные эмоции зажаты.
Вместе с этим, притупляется чувствительность психики — реакция на потребности в виде эмоций. Например, Ваша потребность встретиться с подругой, но Вы знаете, что Ваш партнёр Вас унизит за эту идею. То вместе с потребностью, возникает обесценивание: Не так уж хотелось, подружка ленивая, пьющая и т.д. (внутренний диалог из набора слов Вашего партнёра).
Конечно, психика истощилась постоянно отлавливать сигнал Ваших истинных потребностей и прятать их, не донесся до Вашего сознания.
Вам нужно время на трансформацию Ваших эмоциональных реакций. В том числе радости, спонтанности, лёгкости.
Конечно, Ваше обращение к психотерапевту принесёт наибольший эффект. Вам очень поможет психологическая поддержка профессионала.
Кроме того, я Вам предлагаю осознавать, что Вы чувствуете в каждое мгновение: сейчас хочу в туалет, поэтому, начинаю раздражаться; потом хотела отдохнуть, поэтому злюсь на просьбы сына; сейчас заморожено реагирую на звонок мужа, ага, что в этом месте я замораживаю и т.д. Это интересный процесс знакомства со своей эмоциональной сферой. Для более эффективного процесса восстановления к сознательному осмыслению (ощущению своих эмоций в теле, прислушиванию к эмоциям, чтению книги, посещению психолога и т.д.) подключить тело. Именно через него легче начать ощущать свои эмоции. Найдите в интернете практики на расслабление, принимайте ванны с благовониями, пойдите на массаж, в баню, выпейте тёплого чая после рабочего дня выспитесь, позвольте телу сигнализировать Вам о ваших потребностях. А значит, и эмоции радости не заставят себя долго ждать.
Вы большая молодец! Я желаю Вам успехов в Вашем прекрасном пути! У Вас всё обязательно получится. Вы уже справляетесь!