Не могу забыть первую любовь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Прошу у вас совета в своей ситуации. Дело в том, что я никак не могу забыть свою первую любовь. Мы начали встречаться, когда нам обоим было 17 лет. Думаю, это была вот такая самая настоящая первая любовь, первые взрослые отношения. Я его очень любила, очень, очень ему доверяла и могла рассказать обо всем, а он всегда меня поддерживал и успокаивал. Мне было с ним безумно хорошо. Конечно, я хотела за него замуж, и мы много говорили об этом. Но он говорил, что нужно подождать, поскольку нет жилья, нет нормальной работы и т.д. Мы встречались 5 лет, но я так и не дождалась предложения.
Много всего было и ругались, конечно, но, мне кажется, более близкого и родного человека, я уже больше не встречу. А потом я познакомилась на работе со своим бывшим уже мужем, который меня просто убедил, что я живу неправильно и мой молодой человек меня совсем не любит, не ценит и т.д. Мы много общались на работе, я чувствовала, что просто погружаюсь в это "болото". Я просила своего молодого человека что-то делать, иначе он меня потеряет, просила что-то менять, забрать меня куда-нибудь, ну хоть что-то делать!! Но либо действия его были не такими значительными, либо бывший муж такой спец был. В общем, мы расстались по моей инициативе. Пытались возобновить отношения через месяц, но ничего не вышло, меня как переклинило уже, что если за 5 лет не женился, значит и не любит меня совсем. Хотя я видела, что делаю ему очень больно и расставаться было ужасно больно мне тоже... Вскоре я стала встречаться с бывшим мужем, еще через год мы поженились. Только после свадьбы я действительно поняла, что это за человек и мы развелись очень быстро, через полтора месяца. Основная причина - бывший муж просто псих, он орал на меня матом, обзывал меня последними словами, упрекал, что у меня были интимные отношения с бывшим молодым человеком... Кошмар, если вспомнить. Но я забеременела, и, собственно, это стало основной причиной развода, я боялась потерять ребенка из-за его абсолютно неадекватного поведения. Конечно, я переживала развод, да плюс и работали мы вместе. Но я поняла, что любви у меня к нему не было, была жалость. Ну и я хотела в 23 года замуж и ребенка, я все это получила.
Сейчас дочке уже три года, воспитываю ее одна, даже уехала в другой город (по приглашению на работу), чтобы избежать бесконечных претензий и обвинений бывшего мужа. От всей души желаю ему счастья, а я хочу начать новую жизнь!
За все это время, а с момента расставания с первым МЧ прошло уже 5 лет, развод с мужем был 3,5 года назад, у меня больше не было никаких отношений, ни флирта, ни общения: много работаю, нужно обеспечивать дочь. Мой первый молодой человек тоже женился, у него все хорошо, но я вдруг через пять лет расставания поняла, что очень его люблю, что только с ним хочу быть. Но ведь за все это время он даже не попытался меня вернуть, значит, это и не любовь была. Никак не могу отпустить прошлое. Снится мне, и думаю о нем постоянно. Понимаю какой дурой была, что все сама разрушила. Как мне заставить себя отпустить его? Как мне справиться с навязчивой мыслью, что он меня не забыл, а с женой не счастлив. Почему вдруг через столько лет, все чувства опять вспыхнули? У меня совсем другая жизнь, я сейчас даже не общаюсь с теми людьми из прошлого. Как избавиться от мысли, а вдруг все еще возможно, вдруг мы будем вместе? Как заставить себя не думать о нем, или все же написать ему? Но ведь это неправильно, у него своя жизнь.
Автор вопроса: Мария Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Буровцева Галина Петровна.
Здравствуйте, Мария.
1) «…Никак не могу отпустить прошлое…». Мария, прошлое в прошлом. Представьте, что Вы в поезде, станция осталась позади, а Вы все мучаетесь от того, что хотели там что-то купить и не купили. Как Вы поступите? Выйдете из поезда и вернетесь? Скорее всего нет. Купите то, что Вам надо на другой станции, которая будет на Вашем пути впереди. Это метафора, конечно. Но, Мария, нет смысла горевать по прошлому, надо строить настоящее. Поймите, что « Два раза в одну воду войти нельзя». Прошлое позади, поезд едет дальше к новым рубежам и от Вас зависит, что это будут за события, с какими чувствами Вы их проживете.
2) «…Как мне заставить себя отпустить его?.." Скорее всего Ваша «Первая любовь» стал для Вас неким тотемом: « Вот если бы я была с ним, я бы была счастлива». Печалиться, горевать по прошлому, сожалея и обвиняя себя за ошибки, не продуктивно. На самом деле все может быть совсем не так, как Вы себе рисуете. Ведь почему-то он 5 лет не делал Вам предложение. Вопрос. Нет смысла снова и снова возвращаться в прошлое, рисуя выдуманные картинки. Вам сейчас, скорее всего, одиноко, хочется тепла, заботы, внимания. И это нормально. Каждому человеку хочется тепла и нежности. Но жить в иллюзии, даже самой сладкой бесполезно, более жизнеутверждающе жить настоящим, намеривая будущее. Как? Вопрос непростой, за один ответ на решить.
3) «…Как мне справиться с навязчивой мыслью, что он меня не забыл, а с женой не счастлив. Почему вдруг через столько лет, все чувства опять вспыхнули?..»-цитата. Навязчивые мысли на счет отношения к Вам друга – утешение, которое Вы себе сама придумали. Это снимает эмоциональное напряжение. Вы же не знаете, как обстоят дела на сам деле? Собственно, он может быть несчастлив, а может быть и счастлив. У него своя жизнь. Конечно, он может Вас помнить, но это совсем не означает, что он готов уйти из семьи. Мария, безусловно, обидно осознавать, что Вы могли жить в счастливом браке, а живете одна с ребенком. Но проверить так ли это было бы на самом деле нельзя, ведь все уже произошло. Справиться с навязчивой мыслью можно только одним способом – перестать подпитывать ее энергией, картинками, воспоминаниями.
4) «…Как избавиться от мысли, а вдруг все еще возможно, вдруг мы будем вместе? Как заставить себя не думать о нем, или все же написать ему?..»-цитата. Мария, это решить Вы можете только сама. Но психология говорит, что для того чтобы поверить, надо увидеть, то есть убедиться, что Вы правы или не правы. Может быть и стоит написать и получить ответ, который возможно Вас успокоит. Но он может и не ответить. Будьте к этом готовы.
5) «…Но ведь это неправильно, у него своя жизнь…»-цитата.Если Ваша мораль запрещает Вам некоторые действия, стоит ли идти против ее правил. Понятие «правильно-неправильно» - очень относительно. Это законы этики, которые, как известно во всем мире и у разных народов очень отличаются.
Слушайте свое сердце. Оно Вас не обманет.