Как перестать беспокоиться по поводу своей внешности?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я Антон, мне 21 год. Хотелось бы начать с того, что всю сознательную жизнь я чувствовал себя крайне неуверенно, что очень мешало, и мешает до сих пор общаться с людьми. Главным образом эта неуверенность была вызвана недовольством собственной внешностью. Когда я закончил начальную школу, мы с родителями уехали в Бельгию. Я тяжело переносил этот переезд, у меня не сразу появились друзья, нередко я чувствовал себя одиноким. Годам к 14 у меня появились первые серьезные комплексы по поводу внешности. У меня начались сильные высыпания на лице, которые длились до совсем недавнего времени. Сейчас я почти решил эту проблему, и остались маленькие следы. Но я так и не научился любить свою внешность. У меня постоянно складывается ощущение, что я что-то делаю неправильно и некрасиво. Неправильно стою, неправильно двигаюсь, неправильно одеваюсь. Эти чувства как будто поедают меня изнутри, и в течении дня я не могу никак избавиться от этих мыслей. Когда я вижу свое отражение в зеркале, мне становится почти противно, и я стараюсь сразу отвернуться. Девушки часто охотно знакомятся со мной, когда я все же наберусь смелости, но мне не дает покоя, что я никак не могу полюбить свою внешность, самого себя. Я пытался с этим бороться. Пытался убедить самого себя в том, что я красивый, что у меня нет никаких комплексов, но у меня это получается очень плохо. Из-за этой неуверенности при общении с людьми у меня часто бывает ступор, и как будто проявляется легкое заикание. Когда я общаюсь с людьми, или просто нахожусь в месте, где много людей, я чувствую себя очень не комфортно, а когда я начинаю с ними говорить, почти всегда отвожу глаза от них, и ловлю себя на мысли, что я хотел бы как можно быстрее этот разговор закончить. Бывают конечно исключения. С некоторыми людьми мне общаться легко и комфортно. С моими родителями у меня вполне хорошие отношения. У меня в России есть много друзей и знакомых, еще с детства, тогда как в Бельгии их совсем немного. По советам нескольких книг, которые я прочитал, я пытался создать некий образ в голове, и поверить в него. Образ, в котором я чувствую себя красивым и уверенным, но у меня почему-то это получается плохо. Подскажите мне, пожалуйста, как мне научиться принимать и полюбить свою внешность, перестать уделять этому слишком много внимания, как мне обрести уверенность в своей внешности и в самом себе?
Автор вопроса: Антон Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемый Антон. Почему-то у Вас есть идея, что если человек не обладает сногсшибательной внешностью, то он не имеет право на хорошее отношения со стороны социума.
Понимаете, Антон, дело не в Вашей внешности, а в том, какую роль Вы ей отводите. Более того, Вы убеждены, что точно такую же роль отводят Вашей внешности и люди, с которыми Вы взаимодействуете. Вы низвергаете себя до внешнего облика, сводите всего себя к нему, а, поскольку, этот облик Вас не устраивает, Вы постоянно сталкиваетесь с недовольством собой и разочарованием.
А как же Ваша личность, Ваша душа? Вы проделали большую работу, Антон, но, к сожалению, она не принесла результата, так как вся Ваша грандиозная работа крутилась вокруг Вашего облика. В психосоматике прыщи, да и вообще любые проблемы с лицом говорят о том, что для человека очень важна его внешность. А когда для нас важно что-то, что нас не удовлетворяет, мы обречены на разочарование и потерю веры в себя.
Антон, Вам пора очнуться. Вы - это не Ваша внешность. Вы - это характер, ценности, привычки, предпочтения, склонности, увлечения, темперамент, манера взаимодействия с людьми. Ваши знания, умения и навыки, Ваши мечты, стремления и цели. Вы - это Ваш выбор. И уделяя такое внимание своей внешности, Вы ущемляете себя во всем, что я перечислила. Перекрываете энергии доступ ко всем этим вещам, как заложенный нос перекрывает приток кислорода в мозг.
Вам важно, как Вас воспринимают люди, так, может быть, чтобы преподнести им что-то значимое, Вам стоит сосредоточится на чем-то, что находится в зоне Вашего влияния, чем-то, что Вы можете изменить? А изменить Вы можете все, кроме своей внешности (пластические операции мы в расчет не берем). Но будьте осторожны, потому, что зависимость от мнения людей - это ловушка, которая лишает нас жизненных сил и препятствует реальной работе над нашей настоящей жизнью, как и любая другая зависимость. Она уводит нас от нас настоящих.
Антон, для интровертов свойственно преувеличивать значимость себя для других людей. Поскольку все мысли интроверта крутятся вокруг него самого, ему кажется, что и другие люди думают только о нем, или о каком-то его отдельном аспекте. В данном случае о внешности. Антон, Вы были бы шокированы, если бы только знали, как мало окружающие думают о Вашем внешнем облике, насколько он не значим для них. А вот что они действительно видят - это Вашу манеру держаться, разговаривать, общаться. На которые , по иронии, и влияют Ваши мыли о том, что окружающие думают о Вашей внешности. И, скорее всего, у Вашей проблемы есть какая-то вторичная выгода. Что-то хорошее и позитивное она Вам дает. Каким бы Вы были, чем бы занимались, если бы были уверенны в себе? именно от этого Ваша проблема Вас и защищает по какой-то причине. Возможно даже, она служит оправданием для чего-то.
Антон, Вы нечто бОльшее, чем Ваша внешность, не отказывайте себе в этом. Посмотрите на известных личностей. Роуэн Аткинсон, Стив Бушеми - далеко не красавцы, скорее наоборот, но какими успешными и знаменитыми они стали. Окажите себе услугу: не ограничивайте себя, не загоняйте себя в рамки и не отнимайте у себя жизнь, тратя ее на самоистязания. Не пытайтесь себя убедить в том, что Вы соответствуете какому-то образу, а примите себя настоящего со всеми минусами и плюсами (которых, я уверена, немало).
Успехов Вам, Антон, я не сомневаюсь, что у Вас все получится. Осознайте свои внутренние и внешние ресурсы, коими могут быть друзья, семья, финансы и т.д., и используйте их для построения обновленной Я-концепции. Всего Вам наилучшего, если будут вопросы - задавайте.