Чувство вины за прием пищи.

Вопрос психологу:
Моя проблема идет из того, что все воспринимаю близко к сердцу, наверное, но с другими темами я могу справиться. Как только дело доходит до питания, меня может кидать в крайность... Сейчас мне 28, давно очень занимаюсь спортом, слежу за тем, что ем, очень интересуюсь темой правильного питания. Были периоды, по молодости, что не ела по несколько дней, был период моно диет на 500 ккал... Но вроде все в прошлом, я все понимаю... Я веду для себя дневник питания, где все подсчитываю, все мои порции четко взвешиваются на весах и записываются в дневник, я могу кушать "вредную пищу", я даю себе такие разрешения, взвешиваю, записываю, пытаюсь это подстроить под свой план. Я стараюсь не делать диеты, я стараюсь кушать правильно, но комфортно, чтобы правильное питание было образом жизни, но без фанатизма(в гостях ем то, что приготовили хозяева, без упреков). Вес нормальный, зимой осознанно поправляюсь на кг 2 (как модно говорить массонабор), летом привожу себя в форму, все осознанно записываю, все по плану, да хотелось бы меньший процент жира..., но мы же всегда стремимся к лучшему... Я решила медленно идти к этой теме, и столько лет диет, ограничений, хочется иногда давать себе "разрешения". Есть одна ерунда с моим здоровьем, поэтому мне рекомендовано ограничить жиры животные. Что я и так делаю, мне сказали это наследственное и вот так. В общем все рекомендации не то что выполняю, это мой образ жизни. Но когда попадаю к врачу (контроль у гинеколога, например) и до этой особенности доходит разговор, меня замыкает, я начинаю меньше есть, но так как я делаю много физ активности, то у меня начинает очень быстро кружиться голова, тут меня совсем накрывает, мне плохо до обморочного состояния, но я боюсь кушать, потому что вот врач сказал так то, у меня начинаются слезы. С одной стороны я не истощена. Ела? Ела! Вес нормальный, с другой сделала тренировку силовую 2 часа, плюс еще что-то логично, что надо рассчитать адекватное питание на мои затраты энергии... Но я все рекомендации понимаю до крайности, мне начинает казаться, что я толстая, что я делаю все неправильно. Одна врач меня поняла, посоветовала мне обратиться с этой темой к психологу... Но вместо этого я пошла к диетологу! Я решила, что вот пусть он поможет откорректировать то что я делаю учитывая мою особенность организма, мои увлечения спортом, вместо индивидуального плана мне с порога был кинут в лицо распечатанный еще до моего прихода лист с диетой, и я была выставлена за дверь... И тут меня совсем накрыло... Третий день истерики, кушаю, конечно мало... Опять все подсчитано, записано, обдумано, обдуманна каждая деталь, что я сделала не по ее плану. Вроде логикой все понимаю, что она поступила непрофессионально, с другой я не знаю что есть правильно. Я должна быть худее? Я толстушка, которая просто не может отказаться от чего-то? И поэтому меня трясет? С другой стороны я вспоминаю времена монодиет и дикие головокружения и тренировки, и я больше так не хочу, и основываясь на своих наблюдениях по дневнику моему, то что дала мне диетолог мало для меня, может кому то хорошо, и мне будет хорошо, если оставлю тренировки. И не понимаю, зачем делать так, если худею более мягко, я вообще не просила ее помогать мне худеть, я хотела подкорректировать свой план, согласовать с компетентным человеком. Или же это надо так экстремальничать для этой особенности организма? А как же рекомендации, что я делала раньше? В общем опять читаю рекомендации общие - и я делала все отлично, начинаю задумываться и опять меня накрывает. Я просто сейчас не понимаю что происходит. И я не понимаю это проблема питания? Или у меня нет проблем с приемами пищи (я же ем что-то и вес "нормальный"), и проблема в моем восприятии мира, что все слишком "близко" воспринимаю?
Накрывает уже третий день... В голове калории, граммы жиров... И почему все жрут все подряд и отлично..., а я вроде берегусь и мне все затягивают питание и таращат глаза "О-о-о так нельзя!"? Почему за ложку семечек льна или пару орехов мне должно быть стыдно или за дольку строго отмеренную по весам горького шоколада? Почему из-за них со мной обращаются как с бесконтрольной обжорой или наркоманкой, а все вокруг делают с питанием лишь бы что, и все норм. Или со мной не обращаются так? Или же мне не нужно все буквально воспринимать? И проблема не в питании?
Я понимаю, что это все бредово и ерунда, но не могу ничего сделать, заклинило, все мысли в расчетах и чувстве вины "а что, если я плохо делала". Меня всегда кидает в крайность от критики про питание, я всегда с этим справлялась сама, в этот раз вот так... Буду признательна, если что-то ответите.
Автор вопроса: KiSa Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемая KiSa. Проблема похудения и питания - бич нашего времени. С одной стороны перед нами открыт дивный мир гастрономических изысков на любой вкус и цвет (а еда - один из самый простых и легких способов получения удовольствия), а с другой стороны диктуется мода на спортивное и стройное тело.
Я так понимаю, что трудности заключается именно в том, как Вам кажется, Ваше питание оценивают другие люди. Вы привыкли к самоограничениям, и Вы с ними справляетесь. Вы питаетесь так, как удобно и комфортно Вам, без лишнего чувства вины можете съесть сотню лишних килокалорий, зная, что сбросите их завтра, проведя лишних 15 минут зале. Проблема появляется тогда, когда, как Вам кажется, другие начинают осуждать Ваш режим. Ведь осуждая Ваш режим, они по сути осуждают Вас. Обесценивают Ваши тяжкие труды (а придерживаться правильного питания и считать калории - это действительно тяжкий труд) и Ваши интуитивные знания о своем теле. Я фантазирую, что Вы видите в этом обесценивание Вас в целом.
Особенно показателен момент с диетологом (спасибо, что не забыли упомянуть об этом). Вас обидело и подкосило то, что он не уделил Вам время. Он не уделили время и внимание Вашим личностным особенностям, а выдал общие рекомендации. Вы не на это рассчитывали. Как будто Вы не стоили того, чтобы поговорить о Ваших особенностях. Как будто их у Вас нет.
Ответьте себе на вопрос, почему Вы уделяете столько сил и внимания своей фигуре и питанию. Невозможно бесконечно долго чем-то жертвовать, не получая ничего взамен. Что получаете Вы? Какова Ваша награда за литры пролитого пота и постоянный контроль питания?Опять же я фантазирую, но может быть, для Вас важно восприятие Вас окружающими. И, когда Вам кажется, что окружающие, вместо того, чтобы оценить Вас и восхититься Вашим упорством и силой воли, наоборот, обесценивают, это причиняет боль.
Но все дело в том, что доподлинно знать о том, что о нас думают другие люди, мы не можем. Мы можем приписывать им только те мысли, которые уже есть в нашей голове. Т.е. мы приписываем другим людям те мысли о нас, которые в нас уже есть. Свои мысли. Поэтому когда Вам кажется, что другие как-то думают о Вас и как-то воспринимают Вас - Вы приписываете другим свое собственное отношение к себе. Это не другие люди стыдят Вас и как-то нехорошо с Вами обращаются. Это Вы так к себе относитесь.
И отвечая на вопрос "почему так происходит" я хочу снова вернуться к тем бонусам, которые Вы имеете от своего образа жизни. Действительно ли они стоят всех усилий? Действительно ли Вы получаете все, что хотите получить, придерживаясь логического питания, считая калории, и имея красивое тело? Действительно ли того, что Вы истинно хотите, можно получить с помощью спортивной фигуры? Ведь обычно привлекательная внешность - это не цель. Это средство для достижения цели.
В таком случае откуда берется недовольство собой и самобичевание? И уделяя столько внимания своему телу, не забываете ли Вы про свою личность, про свою душу?
Я могу порекомендовать Вам панацею от всех проблем - это принятие себя такой, какая Вы есть, уважение себя просто за то, что Вы есть, и здоровый пофигизм на мнение социума. Но это все легко лишь на словах и в теории. На практике же за всем этим стоит длительный и тяжелый труд. Но Вы волевая личность и Вы с ним справитесь. Главное, понять истоки. Вы пишите, что со всеми темами Вы можете справиться самостоятельно, лишь с питанием происходит некий затык. Возможно, Вы прячете, загоняете напряжение (которое так или иначе появляется в Вашей жизни) внутрь себя, и питание - это единственный путь, по которому ему позволено вырваться наружу.
Загляните в глубь себя, ведь еда - это своеобразный проектор, отражающий другие сферы нашей жизни. Успехов Вам, KiSa (жаль, что Вы не назвали своего настоящего имени). Если возникнет желание - пишите, я с удовольствием с Вами поработаю. Всего Вам наилучшего.