Как перестать есть и начать жить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Алиса, и мне 19 лет. Начну с того, что я всегда была, если можно так сказать, самодостаточной. Уже в детстве не тянулась за толпой, предпочитала одиночество "подстраиванию" под компании. Упускала все модные тренды, не стремилась всем понравиться.
Я была не безобразно толстым, но довольно полным ребёнком (подростком). Но я любила и принимала себя такой, какая я есть. Годам к 15-ти я вытянулась, немного похудела, что в общем-то заметили и окружающие. И вот тут я уже начала целенаправленно худеть (хотя я этого не замечала), и мне все время казалось, что я толстая. К 17-ти это стало какой-то навязчивой идеей, и примерно в то же время, испытав стресс из-за неудачных отношений (плюс волнения перед выпускными экзаменами и поступлением в университет) я стала все свои проблемы "заедать". Каждый грамм от таких событий портил мне настроение ещё больше, и это стало замкнутым кругом. Мне грустно - я ем - от этого мне становится ещё хуже - снова переедания. Я стала ненавидеть себя, своё лицо, тело. Отталкивала друзей. И такие пищевые срывы длятся уже более 2 лет. Всегда отличница в школе, я стала пропускать пары в университете, потому что мне не хотелось выходить на улицу, и чтобы люди не видели "какая я толстая".
В моменты каких-то диет я чувствую себя хорошо, снова люблю себя, общаюсь со всеми, продуктивная. Но как только срываюсь, снова замыкаюсь в себе, лежу дома, страдаю.
Я заметила, что медленно растрачиваю все свои интересы, мало читаю. Сложно представить, что когда-то, лет в 13-14 я любила себя любой. Теперь отражение вызывает желание разбить зеркало. Я понимаю, что я не жутко толстая, но мне все равно не комфортно в своём теле.
Мне хочется снова стать нормальной, не отказываться от прогулок, кино. Перестать съедать пол холодильника, а потом запивать это слабительным. Бесконечно вставать на весы, не видя никаких положительных результатов. Прогуливать пары, не отвечая на семинарах и упуская возможность выступать на конференциях.
Моя самооценка на нуле, но так жить я не могу и не хочу.
Что мне делать?
Автор вопроса: Алиса Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Алиса!
Нарушения пищевого поведения (так теперь красиво называется Ваша проблема) может служить сигналом очень разнообразного количества и качества психологических проблем: от травматического «отказа от груди», до защитного механизма избегания неприятия личности обществом. И эти достаточно крайние при-чины могут как осознаваться человеком, который подвержен подобным нарушениям, так и не осознаваться им, но при этом причинять ту же самую боль и иметь те же самые последствия.
Чтобы понять, какая причина или группа причин есть у Вас, хорошо бы поработать в личной терапии, которую очень бы рекомендовала Вам для понимания себя и своего изменившегося отношения к себе и миру, тем более, что это, как я поняла, мешает Вам в Вашей жизни, создавая трудности, которые пока не удается с «успехом преодолевать» самостоятельно.
Пока рекомендую Вам попробовать проделать несложное упражнение «Вспомнить все». Суть его заключается в том, чтобы постараться вспомнить те ощущения и чувства, которые были у Вас, когда Вы «принимали и любили» себя любую. Вы указали, что раньше у Вас это получалось. Нужно, если удастся вспомнить все это, запомнить те ощущения в сознании и теле, которые были в тот период, и попытаться «воспроизводить» их в сегодняшних условиях, причем стараться делать это ежедневно, постепенно увеличивая время таких «воспоминаний». Упражнение повторять до тех пор, пока ощущения не будут «приходить автоматически», лишь только Вы захотите их вспомнить.
Затем хорошо бы определить тот период, в котором произошли изменения в отношении к себе. Вспомнить период жизни, когда это могло быть, события которые этому могли способствовать и постараться проанализировать, почему именно в этот период и эти события могли так повлиять на Ваше отношение к себе. Возможно, Вы были особенно ранимы в этот период, или в Вашей личной жизни случились какие-либо со-бытия, которые могли повлиять на Вас в таком ключе.
Существует мнение, что расстройства пищевого поведения, приводящие к увеличению массы и объемов тела может служить своеобразной «стеной», за которой человек бессознательно прячется от недружелюбного к мену мира и окружения. Подумайте и постарайтесь признаться сама себе, нет ли в этом предположении чего-то истинного для Вас? Может есть люди или ситуации, от которых Вы хотите отгородиться «защитной» стеной, которые вызывают у Вас ощущение угрозы лично для Вас. Дело в том, что «следствием» наличия такого защитного поведения человека иногда бывает сокращение его выходов в свет, к другим людям, самоизоляция и самоисключение из активной некогда жизни. Так они становятся «заложниками» бессознательного страха жизни и общения, полностью исключая возможность такого общения и жизнью в изоляции.
Не думаю, что это то, чего Вы хотите сознательно. Просто иногда такое поведение не всегда понятно чело-веку, но является следствием застарелых обид, непонимания как со стороны близких людей, так и со стороны окружающих людей в социуме.
Этот замкнутый круг, который Вы описали – съедать пол холодильника, а потом пить слабительное и нервничать по поводу неизменившегося лишнего веса – может стать тем порочным кругом из которого очень тяжело выбраться без посторонней помощи. И если это как раз тот случай для Вас, просто обратитесь за помощью к специалистам.
Любить себя и просто, и сложно одновременно. А любить себя всякую – и спокойную, и не очень, и в меру упитанную, и не совсем в меру, сложнее многократно. Особенно, если недостаток любви уже накопился в жизни, если не было много безусловной, безоценочной любви от родных и близких, если весь мир с его «стандартами» убеждает, что любить себя такую просто невозможно.
Постарайтесь вернуть себе мир с самой собой и все в Вашей жизни станет на свои места. Ищите тот способ, который будет Вам приемлем и доступен. Не отказывайтесь от борьбы за себя любимую!
Любви Вам и понимания!
С уважением, Елена Гладкова