Как избавиться от компульсивного переедания?

Вопрос психологу:
Добрый день. Уже больше года я страдаю компульсивным перееданием. В подростковом возрасте с 12 до 17 лет я была очень полной. Избыточный вес сделал меня замкнутой и закомплексованной. В какой-то момент я приняла для себя решение похудеть. Моей мотивацией было найти молодого человека, которого мне действительно не хватало. На самом деле и друзей то у меня не было. За 9 месяцев мне удалось скинуть 24 кг. Без срывов. Их не было. Я ругала себя за каждую съеденную крошку. Мои мысли были пропитаны ненавистью к своему слабоволию, беспомощности и просто к себе. Я похудела до желаемого веса. У меня наладились отношения с окружающими. Я стала довольно общительной. Но молодой человек у меня не появился. И я начала худеть дальше. У меня началась анорексия. Я получала удовольствие от чувства голода, гордость за себя. Вес спешно бежал вниз. Я пошла в спортзал, полюбив его всей душой. Благодаря физ. нагрузкам, я набрала кг и болезнь отступила. Но началось следующее испытание. После НГ я в впервые объелась за это долгое время и мне понравилось это состояние. Я начала делать это снова и снова, всё чаще и чаще. Я набрала 10 кг. Сейчас мои приступы происходят следующим образом. Это голодание неделю (я живу в общежитии без родителей), приезжая домой на выходные я объедаюсь до рвоты и тошноты. В будни я скидываю в районе 3-4 кг, но за выходные я съедаю столько же. Огромное кол-во еды поглощается мной за сутки. Появилась апатия, нежелание что-либо делать, ненависть к себе всепоглощающая. Когда говорю о своей проблеме маме или близким, они не воспринимают это всерьёз и считают глупой выдумкой, а родители удивляются когда пропадают огромные объёмы пищи.., думают я её прячу. Мне действительно страшно. Я скорее покончу с собой, чем снова превращусь в это жирное чудовище, которым я была. Сейчас у меня есть приятели, с которыми я хорошо общаюсь, но близких друзей нет. Сейчас тяжёлый период и с большинством друзей были порваны контакты, (не по моей воле). С личной жизнью по прежнему ужасно. И эта ужасающая апатия. Хочется купить антидепрессанты флу, возможно они помогут? Возможности обратиться к специалисту нет, у нашей семьи проблемы с деньгами. Учусь в университете на очке, возможности работать сейчас не имею. Моя жизнь похожа на ад - неделя голоданий и страшные обжорства. Подскажите в каком направлении мне работать, как лечиться?
Автор вопроса: Наташа Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Саркисян Светлана Игоревна.
Здравствуйте, Наташа! Похудение не такой легкий процесс как может показаться вначале пути. Вроде бы, что тут такого: поставил цель и вперед, но помимо физического аспекта всегда есть психологический, который включает в себя и мотивацию, и цель и самоощущение в процессе достижения цели. В подростковом возрасте мы очень уязвимы помимо изменений в психо - физиологии, мы так же начинаем искать свое место в социуме - нам важно принятие со стороны других. Именно в этом возрасте вы начали худеть и вы обозначили цель своего похудения, как найти молодого человека, того кто вас примет и заполнит эмоциональное одиночество. Вы изменились внешне, у вас изменился способ коммуникации с окружающими (наладились отношения, появились приятели). Но не друзей, ни молодого человека вы не обрели. В чем тут дело? Дело в том, что вы поставили перед собой исключительно тактическую цель. И напрочь забыл о стратегической. Вы не обратили свою цель и мотивацию на себя, а направили ее на вне. Поэтому основная стратегическая цель не должна быть ограничена какими-то рамками, цифрами. Главная цель всегда должна иметь знак бесконечности. Наташа, вы должны понимать, что процесс должен приносить удовольствие. Самобичевание понижает самооценку, это скорее антимотивация, в то время как вы должны хвалить себя за каждое изменение.
Сильная мотивация - это всегда целый комплекс мотивов Здоровье, красота и все, что имеет к этому отношение, – это и должно быть конечной целью. Не просто избавиться от десяти килограммов, не только влезть вот в это замечательное платье… А быть в итоге здоровым, успешным и счастливым. И пусть вам не кажется, что быть здоровым – это какая-то узкая маленькая цель. Ведь здоровье – это успешность в жизни, это хорошая работоспособность, это привлекательный внешний вид, это позитивное восприятие мира, себя в нем и других людей. И для того, чтобы изменить свое самовосприятие и нужна работа с психологом/психотерапевтом, во время похудения. Так как изначально установка была другая (найти молодого человека), то вместо того, что бы остановится на достигнутом, вы продолжили худеть дальше («я не нашла молодого человека – значит я еще не достаточно стройная (читай «красивая»). Как следствие, чувство вины, обиды, что не получилось. Эти чувства необходимо проработать. Так как попытка управлять этими эмоциями одна из наиболее частых причин переедания. Когда у вас плохой день, может показаться, что пища это ваш единственный друг. Неумеренное потребление пищи может временно сделать такие чувства, как стресс, печаль, тревога, депрессия, скука будто испарившимися в воздухе. Но только эффект очень быстротечен.
Физические нагрузки дали вам понимание своих возможностей, повысили вашу выносливость - все это на бессознательном уровне приводит к повышению самооценки, и дает ощущение значимости (« Я могу»). Но эмоциональный голод спортивный зал не заполнит. Постоянное чувство голода может свидетельствовать об отсутствии любви, удовлетворенности и эмоциональной подпитки. Наполняя желудок, человек отчасти заполняет пустоту жизни - происходит физическая замена психологического одиночества. Самостоятельно возможно будет трудно преодолеть разгул обжорства и пищевую зависимость. В отличие от других зависимостей, ваш «наркотик» необходим для выживания, так что у вас нет возможности его избежать. Вместо этого, вы должны развивать здоровые отношения с пищей, основанные на удовлетворении ваших потребностей в питании, а не ваших эмоциональных потребностей.
Вам нужна терапия, чтобы:
- понять, что вам мешает впускать в жизнь – близость (мужчину, друзей). -научиться принимать себя, взращивать в себе свою значимость, научиться давать себе поддержку, в тех случаях, когда окружающие не могут этого сделать.
- понять, как бороться с побуждением к перееданию, как вредные привычки заменить на новые здоровые привычки, как контролировать свои привычки и настроение, а также выработаете эффективные навыки управления стрессом.
Вам нужно вернуть в свою жизнь чувство влюбленности, но в первую очередь - полюбить себя. Антидепрессанты не спасут ситуацию, а лишь усугубят.
Наташа, в свой ситуации вы не одиноки. Есть люди, которые могут вам помочь, и для этого не обязательно платить большие деньги. В каждом городе есть бесплатная психологическая помощь - обратитесь к психиатру - он назначит вам обследование и план лечения. Обратитесь немедленно, не откладывая на завтра. Вам нужна психологическая поддержка в виде индивидуальной психотерапии (в государственных учреждениях – есть врачи, к которым можно ходить бесплатно. Вам выпишут направление).
Есть ли у вас увлечения, хобби? Если нет, найдите – это даст вам эмоциональную подпитку. Помните, что низкая самооценка, одиночество и неудовлетворенность, могут также способствовать перееданию. Рекомендую прочесть книгу "Диеты не работают" Автор: Шварц Роберт. Она есть в свободном доступе в интернете.
Наташа, боритесь за себя, не откладывайте. У вас все получится. Все это имеет смысл.
Китайские мудрецы говорили, что дорога в тысячу ли начинается с одного шага. Так вот тот, кто думает лишь о конце дороги, вряд ли до него доберется. Зато человек, озабоченный тем, как сделать еще один шажок вперед, – рано или поздно обязательно достигнет цели. А потом останется только превратить свою мечту в образ жизни на долгие годы. Удачи Вам! С верой в Вас, Светлана.