Компульсивное переедание. Чувствую жуткий стыд за себя все время.

Вопрос психологу:
Здравствуйте
2 года я болела анорексией, я чувствовала контроль над собой и другими, чувствовала свои победы, мне это нравилось.
Но внезапно начались приступы собачьего голода, попытки булимичить не увенчались успехом. Я решила перетерпеть, пока мой организм не придет в норму и не успокоится. Уже почти год я себя не контролирую, компульсивное переедание. Помню моменты, когда со слезами на глазах шла за чем то вредным, а если по пути домой какое то препятствие (встречу кого нибудь), становилась дико злой и раздраженной, перетерпеть такие приступы кажется невозможным. На этом фоне апатия, невозможность делать что либо, скачки настроения, болезненные месячные, слабость, боль в желудке и желание вернуть анорексию.
Бывало что съем что нибудь - потом понимаю, что мне даже есть не хотелось, и без этого я чувствовала бы себя лучше.
Чувствую жуткий стыд за себя все время, всю жизнь, сколько я себя помню.
Не вижу какого то будущего из-за этого.
Нет работы, потому что если приступ там - я буду злой или расстроенной и вымотанной. Нет свадьбы, потому что я просто не смогу выйти в платье раздувшейся и будет казаться, что я старше лет на 10.
Стыдно, когда на меня где либо обращают внимание, потому что худенькая и аккуратная превратилась в большую и вызывающую отвращение.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Саркисян Светлана Игоревна.
Здравствуйте, Алиса!
Алиса, самый важный шаг, который вы только можете сделать к исцелению – это признать, что вы находитесь в зависимости от еды. И контролировать, эту зависимость с каждым разом все сложнее и сложнее. Если, вообще, когда-то было возможным. Выражаясь, образно вы – «наркоман», а ваш «наркотик» – еда. Самое сложное, в вашей ситуации, то, что ваш «наркотик» необходим для выживания, так что у вас нет возможности его избежать. Поэтому, вам нужно развивать здоровые отношения с пищей, основанные на удовлетворении ваших потребностей в питании, а не ваших эмоциональных потребностей.
Для того чтобы остановить нездоровое переедание важно начать есть для здоровья и питания. Здоровое питание предполагает принятие сбалансированной еды, выбор здоровых продуктов, содержащих необходимые витамины и минералы.
Причины компульсивного переедания:
-Депрессия и переедание тесно связаны. Проблемы с контролем импульсов и управлением своими чувствами.
-Низкая самооценка, одиночество и неудовлетворенность, могут также способствовать перееданию. В результате появляется чувство вины, которое тоже заедается.
- попытка управлять неприятными эмоциями, такими как стресс, депрессия, одиночество, страх и тревога. Когда у вас плохой день, может показаться, что пища это ваш единственный друг. Неумеренное потребление пищи может временно сделать такие чувства, как стресс, печаль, тревога, депрессия, скука и испарившимися в воздухе. Но только эффект очень быстротечен.
В основном проявления здесь заключаются в попытках «заедания» проблемы, сталкиваться с которой человек не хочет. Из-за тревожности возникают предпосылки по необходимости в принятии какого-то решения. В результате сознание как бы отказывается принимать проблему, в то время как тело, образно говоря, находит проблему для ее «решения», через подсознания компенсируя возникающую тревожность ростом аппетита.
-эмоциональный голод. «Эмоциональный голод возникает тогда, когда человек не чувствует удовлетворения от его жизни, не получает регулярно положительных эмоций. Основной источник удовлетворения эмоционального голода – творческий процесс, познавательный процесс, удовлетворение от эстетического наслаждения, получаемого при соприкосновении с искусством, а так же в результате повышения своего общественного статуса, удовлетворения от высокого общественного статуса, унижения себе подобных. Удовлетворяют голод любовные переживания и осознание любовной взаимности. В какой-то степени удовлетворяют эмоциональный голод физические наслаждения…»
(Лимарев В.Н. «Эмоциональный голод и эмоциональное удовлетворение»).
Алиса, сейчас вы должны понять, как лучше для вас. Не кидаться из крайности в крайность (от переедания к анорексии и обратно), а выбрать свой путь к здоровью, красоте, успешной жизни. Вследствие нарушения пищевого поведения нарушается образ собственного тела. Образ собственного тела – это отношение человека к самому себе, как он себя видит и воспринимает. Человеку сложно говорить о самом себе, о своем теле, так как он переживает очень сильное чувство стыда. Образ тела нарушается, когда у человека нет удовлетворенности собой, когда в своей жизни опирается на внешние стандарты и делает ставку на свой внешний вид.
Возникает иллюзия, что вес и фигура – критерии соответствия совершенству и достижению любви и признания окружающих. Принимать себя в ином варианте, чем ожидается, трудно, из-за этого возникают и трудности с самовосприятием, и трудности во взаимоотношениях, так как, сокрытие своих истинных эмоций – это тоже одна из мер понравиться, например, если будет проявлена злость, то человек, в адрес которого она обращена, будет обижен, а это означает, что понравиться ему также не удастся.
Полюбить свое тело – это не работа одного дня. Чтобы научиться говорить «нет» социальному давлению, которое твердит, что нужно быть стройным, и не зависеть от положительной оценки со стороны лиц, вас окружающих, надо долго и упорно работать над собой, своей самооценкой и самовосприятием. Вам нужно захотеть измениться ради себя самой, а не ради одобрения окружающих.
Мои вам рекомендации:
- Первая привычка - хвалить себя и свое тело. Вторая привычка - тоже хвалить себя и свое тело. И третье – во всем должен быть баланс, а не запрет.
-Отпишитесь от всех групп, которые пропагандируют нездоровую худобы и возносят анорексию на вершину Олимпа.
-Подпишитесь на группы, продвигающих идею бодипозитива.
-Не обращайтесь за помощью и советом к «подругам», которые считают 49 кг идеалом.
-Есть ли у вас увлечения, хобби? Если нет, найдите – это даст вам эмоциональную подпитку.
-Пройдите обследование у врачей, и начните лечить, приобретенные во время анорексии заболевания. Организм не придет в норму сам.
-Запишитесь к психотерапевту. Помимо физического аспекта, не стоит забывать о психологической помощи. Меняя свое самовосприятие, вы измените качество своей жизни в лучшую сторону. Работа с психотерапевтом будет эмоционально насыщенной, но будущее без зависимости того стоит.
Работа с психотерапевтом даст вам возможность
- привести в норму свои пищевые привычки
- видеть истинные причины вашего переедания (страхи, обиды, установки, скрытую выгоду для вас от ситуации).
-вы научитесь отличать эмоциональный голод от физического
- вы научитесь любить и уважать свое тело
-вы выстроите для себя новые, здоровые отношения с едой.
Ваша первостепенная задача - научиться заново слушать себя, свое тело, научиться удовлетворять свои естественные потребности, не испытывая при этом чувства вины.
Алиса, верьте в то, что анорексия /компульсивное переедание излечимы, что вы справитесь и есть тому живые примеры. Жить можно счастливо даже в «несовершенном теле». Быть любимой, любить, рожать детей, получать удовольствие от пищи. Еще - твердо знать, что тело не собирается после компульсивного переедания принимать чудовищные толстые формы. Прибавка в весе возможна, но когда психика приходит в норму, тело точно так же нормализует свой оптимальный вес.
Ухудшают выздоровление диеты и голодания. Не ждите быстрых результатов.
Заботьтесь о себе! У вас есть достаточно сил, чтобы справиться. Вы намного сильнее, чем думаете, вы нашли в себе силу обратиться за помощью и сейчас важно не останавливаться, а двигаться дальше.
С верой в вас и ваши силы!