Как побороть зависимость от еды?

Вопрос психологу:
Проблемы с весом были с детства, я часто жила с бабушкой мать и отец развелись. Отец работал и жил своей жизнью, а мама пила работала и ей было не до меня. Бабушка меня жалела и успокаивала едой. Став старше я боролась с весом и успешно, но 6 лет назад( 23 года), мне поставили диагноз онкология на тот момент я закончили университет поступила на второе высшее ( из за болезни пришлось его покинуть) и подыскивала работу но болезнь все перечеркнула лечение операция( удалили матку) я не замужем и не была, детей нет. Потом долгий восстановительный период в котором я и набрала вес в 98 кг при росте 158. Два года назад стала посещать спорт зал вес сбросила до 85 и он просто встал и я стала подъедать и вот по сей день вес стоит я посещаю зал но отказать себе в сладком мучном и жаренном не могу уже. Живу я с мамой она уже лет 10 как не пьет, но у нее тоже обнаружили онкологию 4 стадия, химия, операция, снова химия она еще умудряется работать. А я сижу на ее шеи как трутень . Сейчас пошла на курсы переквалификации на бухгалтера но вес меня беспокоит я не могу не есть вредное. Мне кажется я заедаю свои проблемы операцию не способность иметь детей отсутствие работы . До операции я думала переехать начать работать но болезнь забрала много времени не могу устроиться всем нужен опыт работы и более привлекательная внешность. Мне стыдно за себя я в депрессии из дома выхожу только в магазин на рынок и в спорт зал. Себя запустила ни прически ни маникюра, цели в жизни нет ничего меня не мотивирует пыталась искать радость ни только в еде много хобби вяжу вышиваю леплю. но это не помогает. неустроенность в жизни все влияет на мой вес и я не знаю как это исправить. Как настроить себя на правильное мышление, встряхнуться и заняться собой и что бы это продлилось дольше а не через неделю все забросить и жалеть себя что ничего не получилось ах да и ко всему у меня еще положение жертвы я сама себя жалею и других заставляю) как перестать все заедать и искать утешение комфорт и спокойствие в еде?
Автор вопроса: Виолета Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Острикова Анна Юрьевна.
Здравствуйте, Виолетта.
1. В самом начале письма вы написали,что бабушка вас с детства успокаивала едой.Это очевидно сформировало у вас зависимость от еды и теперь еда для вас источник спокойствия у удовольствия. Почему же так произошло, что взрослый человек в отношениях с едой, ведет себя как ребенок?
Есть основные три субличности – Родитель, Взрослый и Ребенок. Все три нам необходимы в любом возрасте, только нужен определенный баланс, и этот баланс, зависит от возраста человека.В связи с нашими проблемами с питанием, нас интересуют только 2 субличности – Взрослый и Ребенок.
У ребенка нет правил, ему сложно себя контролировать и разделять еду и удовольствия.Ребенку приходится подчиняться правилам взрослых, но если бы, была его воля, то, он их не подчинялся бы.Понятное дело, что ребенок вырастает, и узнает нормы, и правила поведения в обществе. Также, он учиться сдерживать свои бесконечные «хочу».
Вспомните свои мысли и чувства в детстве, когда вас кормили. Там будет много приятных ассоциаций. Но сейчас вы взрослая девушка и от переедания у вас больше минусов, чем плюсов.Взрослый делает выбор в пользу полезности и здравомыслия.
2. У вас получается замкнутый круг: проблема-заедание-ухудшение внешности-усугубление проблем из-за внешности.И так по кругу.С этим определённо нужно что-то сделать.
Хочу рассказать вам о двух субличностях, которые присутствуют в личности человека, пытающего похудеть.Давайте их назовем, «Толстый» и «Стройный». Я думаю, что вы неоднократно сталкивались с проявлением этих субличностей в себе. То вы горите, и очень активно действуете по направлению к похудению, и вроде бы принимаете решение действовать так постоянно, и ведь испытываете полную уверенность, в том, что все получится. И так продолжается какое-то время и килограммы уходят, уходят как миленькие. А потом, что-то в вас меняется, и становится лень все делать, или появляются какие-то важные дела. И вы возвращаетесь на круги свои.А дело все в том, что власть поменялась, а вы даже этого не отследили, и иногда даже сами не понимаете мотивов действий своих поступков. А тут все просто!На данный момент вами управляет другая субличность!
Только не подумайте, что я пытаюсь сделать из вас сумасшедших с раздвоением личности. Все личности на самом деле присутствуют, единственное что, не так явно, как я описываю, и переключение происходит совершенно не заметно для нашего разума.
«Толстый» отвечает за питание, аппетит, именно он получает удовольствие от еды, также эта субличность, ленива до невозможности, ей запретят всякие физические нагрузки и все здоровые начинания «Стройного».
Этой субличности:
всегда хочется полежать;
что-то пожевать;
приготовить что-то вкусненькое и не очень полезное.
А теперь о «Стройном», именно эта субличность:
пытается сидеть на диетах;
ходит на тренировки;
и желает питаться здоровой пищей.
И если вы просыпаетесь с мыслью о пробежке или зарядке, то значит сегодня у руля ваша стройная часть. Вы наверняка сможете отследить в себе эти личности, они есть и не только у полных людей. Их нужно представить, визуализировать в своем воображении. «Толстый» имеет свои отличия от «Стройного», у него другая манера поведения, могут быть даже другие движения тела, присмотритесь повнимательней к воображаемому образу, пусть он пройдется, поговорит, посмотрите как он сидит, двигается и вы увидите, что это совсем другая личность.
По сути дела, все субличности, должны жить в гармонии, и не должно быть никаких перекосов, в ту или сторону.Но если они есть, эти перекосы, то что делать? Отслеживать и договариваться. Как отслеживать? Сначала надо личность визуализировать, представить ее, и пообщаться с ней, выясните что ее беспокоит, чего она хочет. Спросите у неё, по каким признакам вы можете определить, что именно она у власти. Я думаю, что ответы вы получите обязательно, эти ответы выглядят в виде внутреннего голоса или какой-то мысли, возможно, какого-то образа.И если вы общаетесь с той частью, которая вам не очень нравится, не ставьте ультиматумов ни в коем случае, это не поможет, только полюбовно, только мирно. Ведь вы договариваетесь сами с собой. А себя надо любить!
Чтобы замечать, какая субличность более активна, нужно больше внимания обращать на свои ощущения, на источник, или причину своих желаний. Только так, вы сможете знать и контролировать свои субличности. В этом помогает, «здесь и сейчас». А что я сейчас чувствую? А по какой причине я так думаю? Что со мной сейчас происходит? А какие я испытываю эмоции или чувства?
Когда вы пообщаетесь со своими «Толстым» и «Стройным», вы узнаете о каких-то внутренних причинах, мешающих вам планомерно заниматься снижением веса. И если вы сможете договориться со своим «Толстым», то он не будет мешать вашему «Стройному», не будет саботировать все ваши начинания.
3. Стремление к похудению и невозможность достижения цели всегда сопровождается стрессом и попутными заболеваниями. Но часто человек старается найти в своём положении не только отрицательные стороны, но и положительные, тем самым защищая себя от лишних действий, оправдывая неудачи и безволие. Таким образом невозможность похудения представляется в подсознании следующими плюсами:
полнота представляется некой «ракушкой», в которой можно укрыться от колебаний и стрессов, связанных со взаимодействием с обществом;
грузность компенсирует недостаток физической силы;
на упитанность можно сваливать жизненные неудачи;
человек с избытком массы тела может играть на чувствах близких, вызывая сочувствие;
увеличение общественного статуса.
Повторюсь, что это бессознательно.Вам надо честно ответить себе какие выгоды у вас от полноты. Из рассказа предполагаю, что можно себя пожалеть и чего-то не делать. Но это предположение, вам нужно ответить себе самой.
4. Мы едим, потому, что нам не хватает эмоций и какого-то состояния. Вспомните, пожалуйста, любой радостный и счастливый день Вашей жизни.
Вы много кушали в этот день?
Вы, вообще, кушали?)))
Когда мы наполнены позитивными эмоциями у нас нет необходимости в дополнительных источниках энергии, а значит и не нужно компенсировать ее нехватку с помощью продуктов.
Обычно изнурительные диеты помогают сбросить вес лишь на время. Тонкое тело накапливает энергетический голод и в один день мы срываемся.
Вот что рассказывает одна моя подруга, которая сидела на строгой диете в течение полугода: «Однажды ночью я проснулась и поняла, что больше не могу… не смотря на то, что я добилась отличных результатов, мое тело было достаточно стройным. Но даже этот факт не смог меня удержать. Я прямо посреди ночи стала есть все подряд. Я начала с салатов, проглотила все, что было в холодильнике, съела даже все конфеты из новогоднего подарка ребенка. Я ела и не могла остановиться…».
Это вовсе не физический голод, это изможденное без определенных энергий, тонкое тело. Физическое тело может терпеть голод очень долго и без всяких срывов, спокойно вернуться к питанию. Но тонкое тело этого не может. Ему каждый день нужны определенные состояния и, если, ему их не давать, то мы начинаем эмоционально изнашиваться, становимся дерганными, нервными, раздражительными. Помните состояние, когда долго сидишь на диете? В нем нет абсолютно никакого удовлетворения и спокойствия. Ключ к хорошей фигуре в первую очередь находится в нашем тонком теле. Когда мы получаем много эмоций от жизни — наше энергетическое тело насыщается, и аппетит становится минимальным. Причем эмоции не обязательно должны быть суперпозитивными, проживание эмоций в принципе наполняет тонкое тело. Если мы проживаем грусть, а не подавляем ее, то она тоже способна дать пищу тонкому телу. Как известно, не умея проживать эмоции, люди просто их заедают.
Я предлагаю Вам провести эксперимент, и в течение 21 дня быть в контакте со своими эмоциями и каждый день хоть немного делать то, что Вам нравится! Напишите себе список подобных занятий. Пусть каждое из них занимает хотя бы полчаса, что бы Вы успели напитать себя радостью!
Важно делать не то, что хорошо для женщины, а то, что «кайфово» лично для Вас! И Ваш список будет индивидуальным. Начинайте творить свою радостную жизнь с сегодняшнего дня, начинайте кормить свое тонкое тело хорошими эмоциями, а не булочками и шоколадками.Позитивные эмоции обладают особым похудательным эффектом.
5. И последнее. Подкрепите мотивацию. Напишите список из 100 пунктов (не меньше!!), можно и больше что вы получите и как изменится ваша жизнь,если вы похудеете. Начните прямо сейчас с этого упражнения, а потом переходите к исполнению пунктов 1-4.
Удачи вам и успехов! Ваша жизнь непременно изменится и наладится, если начать работу уже сегодня.
П.с. бонус как от женщины, а не психолога: можно позволять себе всякие вкусняшки, главное считать калории. Полнеют не от сладкого, а от профицита калорий. Говорю вам как человек, который в своё время похудел. Сделайте дефицит калорий (1300-1500 максимум в день) + спорт и вес будет уходить. Считайте калории в приложении на телефоне, а не примерно. А то кажется, что съел мало, а забъешь в приложение и там огого! И важно писать все приёмы пищи - даже перекус яблоком! Обязательно начните это делать.