Постоянно думаю о еде.

Вопрос психологу:
Сейчас ем определенное количество калорий, но иногда срываюсь и наедаюсь до отвала, хоть не голодная. Даже когда ем без срывов, постоянно думаю о еде. Я не голодаю, ем все, но как только поем-уже думаю поскорее бы опять кушать. Уже стыдно перед друзьями, ощущение, что у меня только один интерес в жизни-еда. Я стараюсь себя отвлекать чем-то т. к в моменты безделья мысли о еде более навязчивы. Вот опять 3 дня ела нормально, сегодня на работе наелась печенья. Просто съела их гору, каждый раз я метаюсь перед выбором есть или нет и каждый раз ем. Когда начинала худеть, то все было в удовольствие, я была увлечена этим процессом и не было срывов, сейчас они раз-два в неделю. Хочу еще раз отметить, я не голодаю. Причем я не полная, мой вес был 57кг, при 160см роста, сейчас на подсчете калорий стал 51кг. Спортом не занимаюсь-очень трудно, быстро устаю и жалею себя всё время, так что контроль питания-единственный способ не толстеть. Но еда меня поработила, я в болоте каком-то. Покупаю шоколад в магазине и потихой его ем. Никому не говорю, я ведь и подругу заманила на подсчет, ей тоже удалось хорошо похудеть, но у нее нет проблем с едой, если она не голодная, то не ест. Я же, если это день без подсчетов, ем всё, ведь завтра нельзя, завтра режим. И так страшно потолстеть. И так хочется быть нормальным человеком, как все, позволять себе все что хочешь, а не думать сколько калорий тут. Это какой-то замкнутый круг еда-сожаления-еда. И мне так стыдно, я никому не говорю, делаю вид, что мне хорошо так. Как с этим бороться, ума не приложу. . . Вот прям знаю, что допишу сейчас это и пойду за сладким.
Автор вопроса: Кристина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Кристина!
Еда – один из первых доступных человеку способов получить удовольствие. И именно поэтому для большинства поколений в перечень мероприятий, которые составляют «заботу о ближнем» и включены в демонстрацию «любви» к нему всегда входило выражение «накормлен».
В наших традициях «накормлен-одет-обут» до сих пор является элементами родительской любви. К сожалению, именно на них он иногда и заканчивается. А иногда даже их нет.
В моменты стресса или переживаний, связанных в первую очередь с ощущениями собственной малой значимости для кого-то важного в своей жизни человеку свойственно так или иначе искать удовольствия, которые бы помогли ему справиться с ними. И Иногда именно отношение к еде, а точнее, навязчивое отношение с ней и к ней может подсказать человеку, что в его жизни не хватает удовольствий другого уровня или же есть переживания, с которые он не способен справиться без дополнительных стимулов.
Описанное Вами состояние очень напоминает невроз навязчивых состояний (ОКР), который сфокусирован как раз вокруг еды и удовольствия, что она дает.
Причин его появления может быть множество и это следует анализировать отдельно. А вот то, что он проявляется именно в навязчивых мыслях о еде говорит о недостаточности опыта получения удовольствий другими способами, либо о пошатнувшейся уверенности в себе и своих силах.
Очень многим сейчас приходится жить в негласном соревновании с идеалами, которые навязываются нам социумом. И то, что в этом соревновании нет и не может быть победителей не особо волнует тех, кто таки ввязался в него под давлением извне или из-за недовольства самим собой.
Я за здоровый образ жизни. И за здоровый интерес к себе во всех сферах жизни. Что греха таить, и сама балуюсь подсчетом калорий и рацион питания стараюсь сбалансировать по возможности. Но если соблюдение такого образа жизни приводит к появлению недовольства собой, навязчивым мыслям и действиям, за которые становится стыдно, то стоит ли такой «здоровый» образ того, чтобы мучать себя так?
Выражение «полюбить себя» сейчас слишком часто используется, но понятнее так и не стало. А это всего лишь принять себя, позволить себе получать удовольствие таким способом, как хочется без потери себя, как личности.
А круг «еда-сожаление-еда», который со временем становится «получить удовольствие- наказать себя за удовольствие-вновь искать возможность получить удовольствие» ведет только к одному – к безрадостному существованию с обесцениванием и так невысокого мнения о себе.
Вы не только набор белков, жиров и углеводов! Вы личность со своими потребностями и возможностями для их удовлетворения. Просто научитесь признавать свои потребности и ищите возможность расширить свои возможности для их реализации. И тогда мысли о еде будут сводиться только в плоскость пользы и удовольствия, а не повода наказать себя за слабость духа.
ОКР, связанные с пищевым поведением достаточно хорошо поддаются коррекции в психотерапии. Поэтому не откладывайте обращение за помощью к специалисту, пока оно не стало более глубоким и значительно усложнило Вам жизнь.
С уважением, Елена Гладкова