Нахожусь только в двух состояниях: либо ПП, либо переедание, что делать?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Проблемы с пищевым поведением были всегда, отсюда всегда был небольшой избыточный вес. Но я просто переедала, не больше. В 20 лет, была успешная попытка похудеть с 67 кг до 57 кг при росте 166. Худела по подсчёту калорий. Но как только вес стал уходить медленно, появились таблетки, слабительные, различного рода "питьевые" диеты, пару раз обмороки. Затем попытки похудеть остановила. В течении года набрала обратно. Далее в течении пяти лет, пробовала садиться на питание, дольше месяца продержаться не могла, поправилась еще больше. В прошлом году в сентябре пошла в спортзал заниматься с тренером, на тот момент вес уже был 76 кг. за три месяца, при помощи тренировок и сбалансированного питания, пришла к весу 66. Теперь к сути. Последний год выглядит так: несколько месяцев у меня спорт зал и ПП, а потом на несколько недель я ухожу в пищевой запой, я ем до отёков и болей. Вес 63-66 кг. колеблется. Т.е. либо я придерживаюсь ПП, считаю КБЖУ, хожу в зал, либо переедаю. Если покупаю не подходящую еду, мне кажется, что все смотрят косо в магазине, переживаю что бы ни кто из знакомых не увидел (я же спортсмен), ем в одиночестве такую еду. В общем, понимаю, что это не норма, и проблема есть. Анализировала, что же такое заедаю, не смогла отследить от чего появляется эта мысль. Но это прям навязчиво, я есть начинаю не доходя до дома, в лифте, у двери. Я как правило беру специально какие-то жевательные конфеты, что бы не вытаскивать пирожные, например, и есть по пути комфортно. Нервничаю, если у меня пакет набит этим, а я стою в пробке, например, мне надо скорее доехать, думать ни о чем не могу. Начинаю есть, в общем то, не снимая верхнюю одежду. При этом, когда я на ПП, я ем вкусно, чувствую себя комфортно и тренироваться мне нравиться. Для избавления от еды пью слабительные, но не часто, только если обжорство происходит в нерабочие дни. В общем, как я могу сама себе помочь? Или самой никак?
Благодарю.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Екатерина!
Такая борьба с «лишним весом», которую приходится вести Вам, напоминает борьбу со змеем, которому если отрубаешь голову, то на ее месте вырастает три новых. Суть проблемы компульсивного переедания, а это именно такая разновидность нарушения пищевого поведения, в слишком пристальном внимании к «проблеме» внешней и непонимание сути проблемы внутренней. Как это так? А очень просто. Чем больше Вы фокусируете внимание на еде, подсчете калорий, распорядке дня, физической активности и вообще здоровому образу жизни, которые не могут «включиться» в Ваш обычный ритм жизни, а требуют именно контроля, тем больше внимания будут привлекать те вещи, которые из-за наличия этого контроля должны быть из нее исключены.
Наша жизнь построена в глобальном смысле на поиск удовольствия и избегания неудовольствия. Способов получать удовольствие много, но такие, как, например, пища, близость другого, являются базовыми, теми, с которыми мы знакомимся еще в раннем детстве, в которых нуждаемся и которые помогали нам справляться со стрессами реальности, ее непредсказуемости, поддерживали наш как ресурсы. Пища и удовольствие, связанное с ее приемом и ощущением сытости вообще одно из первых, в которых мы нуждались при появлении на свет. Поэтому все, что связано с недостатком удовольствий другого уровня, обычно, очень легко «восполняется» именно этой доступной потребностью. Ну, а ограничения, которые вводятся насильно на один из самых мощных источников удовольствия не могут остаться психикой незамеченными и она будет искать пути преодоления этих ограничений – посылая сигналы голода, делая искусственные запасы в прок, поскольку знает, что их поступление нестабильно и сопряжено с недоступностью в любое время. А нашему «рептильному» мозгу, который и понимает только язык доступных удовольствий и неудовольствий только дай вырваться из-под контроля, как результатом будет бесконтрольное поглощение пищи или вкусняшек, которые так нужны в период стрессов и усиленной активности в любой отрасли. Так что не удивительно, что с напряжением сжигая ненавистные лишние калории, человек будет пытаться восполнить их количество быстрыми углеводами или увеличенными количествами разрешенной еды. И ерунда, что потом наступит раскаяние, поднимется стыд за содеянное и будет вынесено и реализовано наказание за этот неконтролируемый поступок. Качели опять будут в новой точке амплитуды, чтобы вновь начать обратное движение.
Что делать? И есть ли возможность справиться самому?
Научиться получать удовольствие не только этим простым и доступным способом, а найти и на полную возможность делать это и другими способами. Мы разучились замечать хорошее и получать от этого удовольствие. Нам нужен все более высокий уровень самих удовольствий, а еще хорошо бы, чтобы эти удовольствия нам приходили извне, чтобы мы сами на этом не заморачивались, а только «потребили» бы готовое.
Собственно, проблемы именно в потребительском отношении к своей жизни, в том, что есть иллюзия, что кто-то должен привнести в нее разнообразие и удовольствие, а мы будет только выбирать из готовых предложений и пользоваться ими при необходимости. Вот от чего Вы умеете получать удовольствие и на чем оно больше завязано? Любите ли Вы что-то делать сама так, чтобы это становилось удовольствием для Вас, независимо от того, нравится ли это другим? Когда последний раз получали удовольствие от прочитанной книги? От просмотренного фильма или спектакля? От беседы? От созерцания или от активного совместного мероприятия? Что для Вас вообще удовольствие?
Можно ли справиться самому? Обычно, страдающие компульсивным перееданием или расстройствами пищевого поведения нуждаются в помощи специалистов, особенно, когда приходит осознание того, что это стало проблемой. Поэтому обращение к специалистам я бы Вам рекомендовала по любому. Но есть возможность начать и самостоятельно работать с проблемой при ее осознании. И поиск способов получения удовольствий в жизни один из них. Посмотрите и составьте список тех, которые интересны Вам и доступны. Начните обращать внимание на то, где они в Вашей жизни присутствуют и отмечайте их именно этим маркером. Постарайтесь в течение дня найти и получить удовольствие, которое сможете заметить и оценить именно удовольствием 15-20 событий, явлений, своих или чужих действий и отреагируйте их искренне и открыто – улыбнитесь, восхититесь, сделайте комплимент или примите его от других, заметьте что-то красивое и успейте этим насладиться, да мало ли что еще. И отпустите саму проблему контроля за ПП и активным образом жизни. Есть такое интуитивное питание, может быть слышали? Это когда человек прислушивается к себе и своим потребностям и ест то, что хочется и тогда, когда хочется (это очень условно описано). Главное в этой схеме приучить организм не к ограничениям, а к постоянству получения всего необходимого без стресса, связанного с ограничениями. Частое дробное питание, когда обычный прием пищи дробиться и употребляется небольшими порциями, можно даже раздельно по видам (тоже хороший способ приучить к постоянству). Да, вообще, любой режим настраивает организм на определенный ритм и снижает тревожность, связанную с возможным недостатком ресурсов. Если хорошо шел подсчет калорий, то разнообразьте Ваше меня исходя из них же так, чтобы приемов пищи было больше, а размеры блюд меньше.
Звучит, наверное, дико, снять контроль, но именно контроль и ограничения сигналят психике о необходимости делать запасы на «голодное время». Попробуйте! И главное, попробуйте снять фокус своего внимания именно на проблеме еды и веса. Если есть возможность, лучше направить его на более долгосрочные цели или достижения, не связанные с самоуничижением и неудовлетворенностью собой.
А о таких скрытых причинах, как невозможность позволять себя любить или страх быть отвергнутым другими ВЫ сможете поговорить и разобраться со специалистом, тут у него больше возможностей помочь Вам и инструментов для обнаружения подобных страхов.
С уважением, Елена Гладкова