Булимия. Боюсь быть толстой, но делаю все, чтобы не сбросить вес.

Вопрос психологу:
Долгое время страдаю расстройством пищевого поведения - булимией. В детстве была очень худым ребёнком, ела мало, в семье (бабушка в основном) всегда старались меня «откормить». В начальной школе сильно поправилась, меня дразнили в школе. В 14 лет начала свой путь бесконечных диет. Худела - поправлялась - худела снова. При этом вела очень активную социальную жизнь. Затем поступление в институт. Начала худеть уже более жёстко. 2 года вегетарианила, веганила, сыроедила. Дошла до истощения, пропали менструации.
Начала восстановление. Когда восстановилась - начались приступы перееданий. Дабы не набрать вес, начала принимать слабительные и мочегонные средства. С тех пор булимия преследует меня, лишь иногда отпуская меня. Могу продержаться 1-3 месяца, занимаюсь спортом, люблю себя, забочусь о себе, правильно питаюсь, выгляжу хорошо, стройнею. А потом меня снова накрывает булимия. Я могу есть все подряд, при этом не выхожу из дома порой целую неделю. Ем и (извините) избавляюсь от еды и так по кругу.
Лишилась работы, не могу построить нормальные ни дружеские, ни любовные отношения. Я устала.
По назначению психиатра пропивала курс медикаментов, но результата особого не увидела.
В семье все склонны к полноте. Я боюсь быть толстой, но при этом как будто специально все делаю для того, чтобы не сбросить вес. За период зажора могу набрать 7-10 кг, а потом начинаю избавляться от них. При этом весь процесс сопровождается ненавистью к себе, злостью, отвращением. Я ненавижу в такте моменты смотреть на себя в зеркало и даже ходить в нижнем белье. Даже дома хожу в длинных штанах и кофтах, лишь бы не видеть своё разожравшееся тело. Стоит похудеть - сразу начинаю вроде любить себя. С интимом проблем нет. В постели умею расслабляться и никогда не замечала за собой комплексов. Наоборот, даже ненавижу зажатых партнеров.
Но вот во время зажоров да, об интиме думать неприятно. Вернее, неприятно думать о себе в нынешнем состоянии в процессе интима.
Я не знаю, как мне быть. Чувствую, что уже не справляюсь самостоятельно. Буду благодарна за помощь.
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Анна!
Часто причиной многих нарушений пищевого поведения являются строгие диеты. Как показывает практика, чем строже диета, тем быстрее человек становится одержим едой. Сначала он жестко ограничивает себя, но со временем желание организма получить «запретную» еду становится таким сильным и навязчивым, что контролировать его не под силу. Многие срываются, едят много, набирают вес, а затем испытывают стыд и ненависть к себе, снова ограничивают себя в питании или голодают, что приводит к очередному срыву. При булимии котором человек полностью теряет над собой контроль и самостоятельно излечиться от этого недуга ему очень сложно. Булимия – комплексное заболевание, и, несмотря на результаты множества исследований, до сих пор не удалось установить конкретные факторы, которые вызывают развитие этого и подобных заболеваний. Исследователи склоняются к мнению, что вероятней всего, имеет значение сочетание различных культурных, семейных, генетических и биологических факторов.
Для того чтобы вылечить такое нарушение пищевого поведения, как булимия, необходима помощь не только психиатра, но и диетолога, гастроэнтеролога, эндокринолога и других специалистов. Поскольку приступы переедания сопровождаются нервным перенапряжением, сильным стрессом для организма в целом, а также учитывая психологические причины возникновения булимии, параллельно следует работать с психотерапевтом.
Одной из причин возникновения булимии является страх одиночества, боязнь быть покинутым. Нередко булимия развивается у людей с низкой самооценкой, которые опасаются остаться в одиночестве, однако не могут найти себя в социуме из-за ощущения своей никчемности. Кроме этого, такие люди часто имеют сильное чувство стыда и сложные отношения с матерью, которая слишком активно участвует в их жизни. С одной стороны, у них может возникать агрессия по отношению к матери, а с другой - зависимость от нее, ощущение острой необходимости в ее заботе. Таким образом, прогресса в лечении можно будет достичь, пересмотрев отношения с матерью, и выработав новую стратегию поведения, в которой не будет ни желания чрезмерной опеки, ни отторжения. Также человек, больной булимией, склонен к тревожным реакциям, например, боится окружающего мира. Поскольку при булимии переедание является стратегией избегания житейских проблем и невзгод, попыткой восполнить то, чего не хватает в жизни, необходимо осознать, что такое бесконтрольное потребление пищи не поможет решить накопившиеся проблемы и не сделает человека счастливым. Булимия может возникнуть и вследствие тяжелых стрессов, таких, например, как сексуальное насилие, насилие в семье, потери, затяжные депрессии.
Убеждения относительно еды, веса и фигуры имеют кардинальное значение для развития нарушений пищевого поведения. Булимия также может развиться на фоне навязываемых социумом стандартов красоты.
Так, человек, желающий достичь идеальных пропорций, пытается предотвратить увеличение веса, используя нездоровые методы достижения желаемых форм тела, что приводит к расстройствам пищевого поведения.
Учитывая изложенное выше, эффективность в лечении булимии показала когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает повысить самооценку и воспринимать собственное тело без жесткой критики, а также взять ответственность за контроль своего питания. В ходе терапии большое внимание уделяется работе с негативными мыслями, которые провоцируют переедание. Часто перфекционизм повышает риск возникновения булимии, а также поддерживает уже имеющиеся расстройства пищевого поведения, т.к. человек пытается достичь идеала любой ценой. Из-за чрезмерной эмоциональной чувствительности, перфекционисты склонны к частым болезненным эмоциям, таким как гнев, тревога, печаль. В таких случаях голодание, компульсивное переедание или избавление от еды приносят кратковременное облегчение. Но такое поведение не дает возможности научиться управлять своими эмоциями другим, более адаптивным способом и решать проблемы, которые провоцируют эти эмоции.
Если у Вас всегда была заниженная самооценка, контроль питания и веса стал для Вас важным инструментом ее повышения. Низкая самооценка могла подтолкнуть Вас к тому, чтобы поставить себе цель достичь успеха в контроле питания, весом и фигурой и приложить к этому большие усилия. Но неудачи, которые возникают на этом пути, снова и снова наносят удар по Вашей самооценке, к тому же они могут быть для Вас показателем, что Вы не способны что-то изменить в своей жизни.
Таким образом, только прием медпрепаратов, которые Вам выписал психиатр, не мог полностью избавить Вас от булимии.
Для работы над самооценкой и сопутствующими проблемами желательно обратиться к психотерапевтам, использующим методы когнитивно-поведенческой, интерперсональной или фокусированной психодинамической терапии. Также рекомендую Вам посещать вебсайты, которые ведут люди, преодолевшие расстройства пищевого поведения.
Книги «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» Дэниела Сигела и «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире» Марка Уильямса помогут Вам научиться сбалансированной саморегуляции и лучше понимать себя.
Желаю Вам здоровья и любви к себе!