Ненавижу свою внешность и тело.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я всегда была полной, мне это не нравилось и я боролась с этим. Соответственно, все больше набирала из-за перееданий. Но наконец, я похудела на 15кг! Моя жизнь изменилась. Я стала красавицей. Появилось много возможностей. Поняла, что внешность решает многое. Старалась поддерживать вес и форму. Но тем не менее я не обрела счастья, тк старые установки остались и я чувствовала себя Толстой. Плакала и жаловалась, ненавидела себя. не верила, что худая. Бывало объедалась до отвала, плакала и шла в туалет. Принимала слабительные и прочую ерунду. Я обрела ещё большие проблемы с головой. Я была зависима от еды и была одержима своей худобой. Это одна беда.
Потом устроилась на стрессовую работу и начала есть. Добавила алкоголь, это только усугубило все. И конечно, Я поправилась. И Мне стыдно. Я не хочу жить. Не хочу выходить на улицу. Я ненавижу себя. Мне не комфортно. Я плачу каждый день, смотря в зеркало. Я не знаю как быть. У меня начались панические атаки, истерики. Мне страшно, что я сделаю с собой из-за этого. Я ушла с работы, думая что облегчу себе жизнь, но только все испортила. Как я хочу избавиться от тревог и начать жить! Но ещё больше я хочу быть худой. Моя внешность, это все что у меня есть и я ее погубила. Я не потерплю, если хоть кто-то скажет и намекнёт о моей плохой фигуре.
Мне даже страшно насколько я зациклена на внешности, потому что это не даёт мне наслаждаться. Очень сурова к себе. Ненавижу. Уже настолько, что жалко себя.
Пожалуйста, поддержите меня. Помогите мне полюбить себя.
Автор вопроса: Вилия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Вилия!
Многие люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, скрывают их, хотя для борьбы с подобными проблемами прежде всего нужно признаться в их существовании себе и окружающим. Расстройства пищевого поведения, как правило, возникают в результате воздействия нескольких факторов, но до сих пор неизвестно, что именно вызывает развитие подобных заболеваний. Вероятней всего, это сочетание культурных, семейных, генетических и биологических факторов. Значительное влияние на возникновение нарушений пищевого поведения оказывает социальное окружение - члены семьи, сверстники, учителя и т.д. Ребенок, родители или братья/сестры которого постоянно критикуют его внешность, часто становится жертвой булимии, анорексии или иного нарушения пищевого поведения. Присвоив в детстве чье-то негативное мнение о себе, уже взрослый человек не может думать о себе в положительном направлении, ценить свою индивидуальность и достижения, просто быть собой и получать удовольствие от жизни. Он до сих пор слышит голоса из прошлого, которые критикуют его или насмехаются. Вследствие этого непринятия другими человеку трудно принять себя, и это вызывает у него очень сильную тревогу и страх. Чтобы справиться с этим, он вырабатывает какие-то стратегии поведения, которые позволяют компенсировать эти негативные глубинные убеждения о себе. Например, очень часто перфекционизм возникает вследствие социальной тревоги и так называемой схемы неполноценности, когда человек стыдится себя. Ему кажется, что никто и ни при каких обстоятельствах не полюбит его, если узнает по-настоящему, т.к. больше всего он боится, что люди узнают о его недостатках. Он считает себя настолько плохим и неполноценным, что не заслуживает чьей-то любви и поэтому прилагает массу усилий, чтобы скрыть от других себя настоящего. Также он постоянно отвергает свидетельства того, что люди его любят и хотят с ним быть. Его привлекают люди, которые критикуют и отталкивают, и он сам часто, обесценивая свои положительные качества, критикует и отвергает себя, особенно перед теми, кто его любит. Например, женщина думает о себе плохо и постоянно говорит: «Я бесполезная», «Я глупая», «Я ничего не стою», «Я ничтожество», «Я скучная». В самые болезненные моменты ее самокритика превращается в ненависть к себе. В эти моменты она чувствует себя «отвратительным, подлым человеком».
Так возникают такие распространенные правила жизни или установки:
"Я успешен, когда я первый, наилучший"
"Надо делать все идеально - тогда ты можешь чувствовать себя действительно компетентным"
"Я чего-то стою лишь, когда вижу, что меня уважают за мои успехи"
"Лучше избегать отношений, чем потом их терять"
"Нужны все силы бросить на предотвращение опасности - тогда есть шанс, что катастрофы удастся избежать"
"Нужно всегда иметь кого-то, кто о тебе заботится - тогда ты не пропадешь"
"Лучше подчиняться, чем потом расплачиваться за неповиновение"
"Меня могут любить лишь тогда, когда я заслужу любовь заботой о других"
Т.е. мы не можем любить и быть любимыми, пока не научимся принимать себя. Но не так просто убрать фальшивые маски, принять близких и найти тех, кто ценит нас такими, какие мы есть. Тревога, страхи, постоянное желание доказать что-то себе и окружающим — это фальшивый фасад, за которым мы прикрываем свои травмы.
Итак, застаревшие проблемы нужно решать, чтобы в итоге дать себе возможность жить, не завидуя и не тревожась понапрасну, радуясь жизни, ведь она у нас одна.
Для того чтобы посмотреть на себя со стороны предлагаю Вам несколько вопросов:
Что бы Вы могли сказать о себе как о личности? Как бы Вы себя охарактеризовали? Какие у вас есть позитивные, сильные стороны?
Если перечислить основные позитивные личностные качества, то какие из них, по Вашему мнению, Вам наиболее присущи: доброжелательность, умение любить; компетентность и самореализация, творчество, понимание жизни (мудрость), преданность и ответственность, мужество и ассертивность, чувство юмора и умение радоваться жизни, праздновать жизнь, верность?
Какие люди и события в Вашей жизни повлияли на формирование этих позитивных сторон и качеств?
Можете ли Вы вспомнить людей, которые Вас любили и верили в Вас? О поступках, которыми Вы гордитесь? О трудностях и вызовах, которые Вам удалось преодолеть? О важном жизненном опыте, который научил вас чему-то важному?
Что для Вас является самым важным в жизни? Что представляет смысл жизни? Как Вы пришли к таким ценностям?
Чтобы поддержать себя на пути изменений предлагаю Вам технику сознательного вызывания воспоминаний, которые укрепляют адаптивную схему (например, назовем ее «Принятия и любви»).
1.Подумайте, какие воспоминания подтверждают эту новую схему.
(Также можно использовать как вариант: подумать, в каком качестве Вы сейчас нуждаетесь для реализации определенных действий и вспомнить, когда в прошлом Вы имели это качество)
2. В деталях запишите воспоминание.
3. Представьте и свяжите это воспоминание с эмоциональным или телесным ощущением и запомните его.
4.Повторяйте это как ежедневную практику.
Можно подобрать к нему музыку, положение тела (статичное), движение (танец).
Перечислите достоинства и недостатки, которые были у вас в детстве и подростковом возрасте. Затем перечислите свои нынешние достоинства и недостатки.
Вы можете обратиться к своей семье и близким друзьям за помощью в составлении списков. Когда думаете о хороших качествах, не преуменьшайте их и не выносите за скобки. Если люди дают Вам такую хорошую характеристику, что в нее трудно в нее поверить, все равно включайте ее в список. Включайте в него все, не вынося никаких суждений. Меньше значения придавайте качествам, которые ориентированы на успех, — они могут оказаться частью вашей ложной личности. Спрашивая у людей, что они в Вас ценят, просите их отвечать подробно. Пока они не скажут точно, Вы будете верить, что они видят лишь Вашу маску, фасад, а не настоящую Вас.
Оцените серьезность ваших нынешних недостатков. Когда ваш список закончен, спросите себя, что бы вы подумали о постороннем человеке с такими достоинствами и способностями. Не забывайте, что недостатки есть у всех. Все обладают и хорошими, и дурными качествами.
Напишите письма родителям или членам семьи, которые критиковали Вас в детстве. Отправлять их не обязательно. Важно, чтобы с их помощью вы свободно выразили свои чувства, высказали гнев и печаль тем, кто плохо с вами обращался, — чтобы Вы ответили им. Расскажите им, что они сделали с вами в детстве. Объясните, каково вам было выслушивать их критику и унижения и почему вы не заслуживали такого обращения. Подчеркните хорошие качества, которые они проглядели или не оценили в вас. Скажите им, как, по-вашему, все должно было быть. Расскажите о поддержке и одобрении, в которых вы нуждались, — какую роль они могли бы сыграть, как бы это изменило вашу жизнь и что Вам теперь от них нужно. Не оправдывайте этих членов семьи и не пытайтесь найти рациональное зерно в их критике. Вы можете сделать это позже, если захотите. Путь к исцелению долог; вы окончательно их простите, когда перестанете чувствовать себя неполноценным. Но вначале Вам нужно постоять за себя и выпустить на волю чувства, которые Вы много лет скрывали. В письме постарайтесь не защищать их и сосредоточьтесь на честном описании событий и чувств, которые они в Вас всколыхнули.
Искренне верю, что у Вас все получится и Вы сможете преодолеть этот сложный период. Желаю успехов!