Пустота внутри меня.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Светлана, мне 18. После Нового года, осмотрев в зеркало, я поняла, что снова поправилась, до этого я смогла сбросить лишние кг, как и всегда мечтала. Мой брат вечно называл меня "жирной". хотя при росте 170 я весела 62 кг, в принципе это норма. Поступив в другой город, переехав в общежитие, я с веса 54 набрала до 56-57. Похудев, я стала более решительней, разговорчивей, смогла говорить людям то, что действительно думаю. Но после Нового года меня как будто подменили. Я посмотрела в зеркало и ужаснулась, я слишком страшная, слишком не красивая, слишком толстая... Ну и я начала действовать.
Да, я сделала это, я смогла. Но счастливее я не стала, все стало только хуже. Моя самооценка понизилась еще больше, снова начала замыкаться в себе, ненавидеть себя.
В настоящее время мой вес 44 кг, но меня не устраивает моё отражение в зеркале, но я не считаю себя худой, наоборот...
Но я понимаю,что худеть дальше нельзя. Этот вес я держу уже около двух месяцев. Сейчас я употребляю достаточно калорий в день, около 1800. Я не знаю что делать, сейчас я на каникулах, сейчас я со своей семьёй. Я не могу перестать считать калории, париться на счет съеденной еды, если я переедаю, то "белый друг" ждёт меня.
Смотря в зеркало я вижу как поправляюсь, хотя цифра на весах не меняется уже давно. Нет человека которому я могла бы все рассказать,что у меня на душе, а так этого хочется, мне не хватает такого человека.Мне не с кем поговорить, есть пару друзей, но просто друзей, к которым совершенно нет доверия.
Себя совершенно не понимаю, не понимаю, что мне нужно, не знаю чем заниматься , нет любимого занятия, совершенно ничего не интересует. НИЧЕГО. В душе пустота, вечные депрессии... Могу без причины заплакать, наорать. Я закрываюсь в себе. . Постоянно думаю о том, что мне больше не зачем жить... Не могу найти смысл двигаться дальше. Зачем двигаться дальше, зачем что-то делать, чего-то добиваться, строить с кем-то отношения, если всё-равно мы умрём. Дни летать слишком быстро и слишком однообразно. Пустота внутри меня из которой я не могу выбраться. Не знаю, как выйти из всего этого. Пожалуйста, помогите!
Автор вопроса: Cветлана Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Светлана!
Проблемы, связанные с едой, её употреблением, так называемые нарушения пищевого поведения, к сожалению, сейчас очень и очень распространены среди девушек и молодых женщин. Проблемы эти по сути своей являются симптомом внутренних конфликтов личности. А прикладывать усилия к борьбе с симптомом, как Вы понимаете, практически бесполезно… Это как силой воли не чесать дерматит, и надеяться, что он от этого пройдёт… К тому же употребление силы воли в тех случаях, когда она в принципе бесполезна, чревато неминуемыми срывами, которые вызывают приступы сильной опустошенности, чувства бессилия и депрессии.
Я вижу, Светлана, из Вашего письма, что Вы сами осознали, что проблема не в способности контролировать потребление пищи (есть или не есть, а если есть, то что и сколько), а в тех внутренних переживаниях, которыми наполнена Ваша душа. Контролировать Вы умеете прекрасно, и сами наверняка это понимаете, у Вас с этим нет никакой проблемы. Но, как Вы сами написали, контролировать то себя Вы можете, но счастливее от этого не становитесь. Напротив, неудовлетворённость собою и жизнью усугубляется…. Напрашивается логичный вывод – чем больше усилий прикладываем мы, чтобы контролировать самих себя, загонять вглубь собственную сущность и насильно там её удерживать, тем несчастнее мы становимся…
Светлана, я могу предположить, что Вы переживаете сейчас так называемый экзистенциальный кризис: потеря смысла жизни в его самом высшем понимании (т.е. мучает вопрос: «для чего вообще живёт человек, и раз Я не вижу ответа, то для чего живу Я?»). Это мучительный этап для каждого человека. Бывает, что в течение жизни таких периодов бывает не один, и даже не два… Конечно, подобный кризис, проявившийся в период Ваших «экспериментов» с внешностью максимально усилил и другие внутренние конфликты, и усугубил симптом нарушения пищевого поведения.
Светлана, выход есть. И начинать работать над постепенным узнаванием себя (через погружение в собственную личность), над «отпусканием» себя из-под собственного деспотичного контроля, над принятием себя в итоге – уже пора!
В психотерапии есть такой феномен. Понимание человеком истинной причины его симптома (депрессии, зависимости, фобии и т.д.) – ослабляет проявление симптома. Понимание причины – ещё не окончательное решение проблемы, это только полдела перед тем, как человек начнёт преображать свою личность – но, тем не менее, это понимание уже ослабляет симптоматику.
Поэтому я предлагаю Вам начать с того, чтобы каждый день как можно больше времени уделять самоанализу. Заведите дневник, и записывайте туда все свои мысли. Вы далеко не одинока в том, что рядом нет такого человека, которому можно изливать душу и рассказывать всё про себя и свои переживания. Пишите в дневник. Но постарайтесь именно анализировать. Вспомните максимально подробно, что Вы думали, чувствовали и делали в тот период, когда всё «это» с Вами началось. Постарайтесь углядеть какие-то взаимосвязи между событиями и тем, какие решения Вы принимали. И так далее.
Постарайтесь больше думать о себе, свой душе. Вы – задка для себя. Вы пишете, что не понимаете себя, не знаете… Но попытайтесь разгадать эту загадку.
Очень нелегко ответить на вопрос, что значит «принять себя», «любить себя». Нам более-менее понятно, что значит принимать и любить другого, но что касается нас самих…
На самом деле всё не так уж и сложно. Принимать себя, значит, перестать себя критиковать, ругать, винить, корить, заставлять делать что-то в угоду чужому мнению и перестать себя стыдиться. Принятие себя автоматически будет означать, что Вы себя любите ;)
Но как это сделать? А вот тут нужно быть настойчивыми и последовательными и стараться не забывать (особенно на первых попах, пока это не вошло в привычку) пресекать внутренние диалоги с самообвинением, руганью самой себя, критикой, постоянными мыслями о том, что и как сделать, чтобы угодить другим и заслужить их одобрение, попытками контролировать свой режим и потребности в еде, сне, движении. Просто сознательно нужно останавливаться, говорить «стоп» и просить у себя самой прощения за подобный самопрессинг. Почаще хвалите себя, одобряйте, даже если вроде Вам и не кажется, что Вы «достойны» похвалы. Разговаривайте с собою ласково. Как ласковая мама разговаривает с маленькой дочкой. Дочка, может, и не сделала ничего выдающегося, и на сторонний взгляд отнюдь не умница, и не красавица, а мама одобряет её, поддерживает, говорит ей: «умница моя, красавица моя», и ребёнок расцветает, воодушевляется, в его душу приходит мир и покой.
Вот и Вы, Светлана, попробуйте с собою, как с ребёнком: «умничка моя, лапочка моя» и т.д. ;)
Светлана, ещё очень важно искать вдохновения. Нам всем необходимо вдохновение для саморазвития и самосовершениствовния. И особенно,при прохождении духовных кризисов (таких, как Ваш).
Я недавно прочитала книгу Брене Браун «Дары несовершенства». Сейчас рекомендую её своим клиентам в качестве отличного воодушевления. Хорошая книга!
Кроме этого, уже много лет одной из самых выдающихся книг, которые рекомендуют почитать в периоды потери смысла жизни, является книга Виктора Франкла «Сказать жизни Да».
Светлана, всего Вам доброго. Если будет возможность, обратитесь к психологу очно по поводу внутренней неудовлетворённости. Также очень хороша работа в группе (групповая терапия). Начинайте дружить с собою! Только не предавайте себя, не бросайте себя, берегите! И Вы обязательно себя поймёте. Это и будет любовь к себе. Удачи!