Вешу 90 кг при росте 158 см. Как мне быть?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 20 лет и вчера, взвесившись, увидела 90 кг на весах при росте 158 см. Я понимаю, что это ненормально. Я всю жизнь боролась и борюсь с лишним весом, но каждый раз у меня не получается. Каждый раз я начинаю и не довожу дело до конца. Потому что еда меня успокаивает, делает счастливой, спасает. Я всегда все заедаю, абсолютно все. И радость, и стресс, и волнение. Я прекрасно знаю, как нужно худеть и что делать. За всю свою жизнь изучила достаточно, но на практике это неимоверно тяжело. Моя семья не особо питаются правильно, но и они и не страдают избыточным весом. Я хочу похудеть. Мне не комфортно в этом теле, я не уверена в себе, я не могу заниматься тем, что мне нравится из-за избыточного веса. Я хочу взять себя в руки, но совсем не получается. Я каждый день начинаю. И каждый день бросаю. Как бы странно не звучало, у меня не хватает мотивации. Не хватает желания и дисциплины. Порой начинает казаться, что мне и так хорошо, но нет. Я себя не устраиваю так. Я очень хочу взять себя в руки, но как только вижу еду, я забываю абсолютно все. Я никак не могу взять это под контроль. Мне это так мотивации не хватает? Твердого решения? Или я вовсе и не хочу худеть?
Я в отчаянии. Мне страшно и стыдно перед собой. Как все до этого дошло, что я перед едой я бессильна. Я с детства привыкла все заедать. А сейчас у меня немало проблем и мыслей о себе, о своем будущем, я волнуюсь за себя, за всех, мне тревожно. И я единственное что отвлекает меня от всего этого - это еда. Я весь стресс заедаю. И никак не могу остановиться, что уже увидела на весах эти ненавистные 90 кг. Все говорят одно и то же: "Нужно просто захотеть и сделать. Значит ты недостаточно хочешь". Я хочу. Очень хочу. Но продолжаю кушать. Было бы так легко просто "захотеть, взять и сделать", я бы и не стала обращаться к вам. Как перестать обращать внимание на внешние проблемы, чтобы перестать заедать это все. Я не хочу выглядеть так. Но выгляжу. Очень банальная история для вас, наверное. У всех ведь так. Но я очень надеюсь, что вы прочувствуете мою ситуацию и поможете мне.
Автор вопроса: Лена Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Багаева Вера Владимировна.
Здравствуйте, Лена! Спасибо за обращение.
Банальных ситуаций не бывает, каждая история уникальна, и я буду рада, если смогу помочь вам!
Если вы видите в своем весе проблему и хотите это изменить – это уже половина решения. Вторая половина станет доступной вам тогда, когда вы примете себя такой какая вы есть. Это не значит, что надо успокоиться и перестать, что-либо делать. Это значит, нужно принять себя всю - со своими недостатками, тревогами, "заеданиями". Полюбить себя и принять решение что-то делать с собой и внешним видом не потому, что так кому-то надо или все так легко это делают. А потому что это действительно надо вам и дело вовсе не во внешнем виде и в «эталонах красоты». А в здоровье, самооценке, продолжительности жизни и вообще в вашем решении. Мотивация идет от потребности. Чтобы достичь какой-то цели, в первую очередь нужно осознать для чего вам это необходимо, что там в конце пути, ради чего стоит все это делать. Но даже при всем этом раскладе, обязательным и неотъемлемым является то, что «забирая» что-то, вы должны заполнить равноценным то образовавшееся пустое пространство. Т.е. если мы говорим о заедании стресса, волнений, переживаний (и речь не только о негативных эмоциях), то должны найти что-то равноценное, то, чем мы можем заменить еду. Приведу пример, чтобы было понятнее: самая распространенная проблема в борьбе с курением. Люди довольно часто возвращаются к вредной привычке. Большинству людей помогают сладости: конфеты, печенье, кому-то в принципе, еда. И однажды отлучившись от привычки, люди друг другу так и советуют, попробуй есть, когда хочется курить. Но есть люди, для которых это не равноценная замена и рано или поздно они все равно вернутся к этой привычке, не потому что им не хватает мотивации, или им и так хорошо, или с ними что-то не так, а просто потому, что не нашли нужную замену лично себе. Здесь речь еще и о гормональных изменениях, употребляя вкусную пищу, приправляя это личностной значимостью, по телу растекается приятное тепло и расслабление, инсулин регулирует уровень сахара в крови, тем самым непосредственно влияет на уровень дофамина. Во-вторых, вы сами пишете, что привыкли так поступать с самого детства. Нет ничего удивительного, в том, что трудно перестроится, это нормально, кушали годами, годами и придете к похудению. Но это нужно себе позволить. Разрешить себе весить 90, разрешить медленно и постепенно уменьшать порции. Полный отказ от привычных продуктов – большой стресс для организма, а отказ от любимых сладостей или фаст-фуда – это большой стресс для нашей моральной устойчивости. Сейчас, имея то, что вы имеете спросите себя честно: почему вам стыдно перед собой? Почему вы бессильны перед едой? Хорошо ли вам в своем теле? Поймите, ваши ли это установки и действительно ли вы хотите перемен? Ведь, перемены – это большие затраты, которые требуют ресурсного состояния, отсутствия страха перед трудностями и твёрдо-проложенный маршрут. Попробуйте начать с малого, заедание – это трудности с осознанием и контролем эмоциональных состояний. Дайте себе возможность прочувствовать все, что хотите заесть, ведите дневник эмоциональных переживаний, опять-таки, разрешайте себе испытывать все эмоции, не рубите их на корню. Переедать не очень полезно для здоровья, но есть продукты, которые можно употреблять в избытке, например: овощи, богатые клетчаткой. Попробуйте завести хобби, связанное с приготовлением еды, пусть это будет красивый, эстетичный процесс, красивая посуда, красивая подача блюда, молекулярная кухня. Заведите активное хобби, лучший помощник в жиросжигании – это ходьба. Можно завести собаку, которую нужно регулярно выгуливать несколько раз в день.
Но начинайте медленно, постепенно, например, уменьшайте количество сахара в чае на пол-ложки раз в несколько дней, замените выпечку фруктами, добавляйте по 1 минуте дополнительной ходьбы раз в несколько дней. Не торопите себя, не вините себя. Смотрите в зеркало и любите себя, полюбив свое тело, вам искренне захочется за ним ухаживать, попробовав вкусную полезную пищу, постепенно вы не станете есть много или некачественную еду. Контролируйте все изменения в теле, ваши ощущения, смену настроения, фиксируйте и анализируйте. И так, в день по зернышку, постепенно, вы начнете видеть результат (в первую очередь я говорю о результате изменений внутреннего состояния), а увидев результаты и обернувшись на проделанную работу, мотивация не заставит себя ждать. Еще одним хорошим пунктом здесь будет компания. Найдите единомышленников, те, кто тоже хочет изменить свой внешний вид, делитесь своими переживаниями с ними, обсуждайте тревоги и трудности. Да, срывы возможны, также, как и откат назад, но отчаиваться не стоит, нужно всегда помнить ради чего вы все это делаете, лично вы для себя и тогда у вас будут силы двигаться дальше. Мне бы очень хотелось вам помочь, и я надеюсь, что моя попытка хоть немного приблизила меня к этому. Если нужна помощь – обращайтесь!