Комплекс неполноценности из-за роста и неестественной "молодости"

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня следующая проблема: серьезный комплекс неполноценности из-за небольшого роста и не особенно привлекательной внешности. Не вижу никаких плюсов в маленьком росте, хотя понимаю умом, что и не самое страшное в жизни. Я знаю, что похожие вопросы уже задавали, но, как мне кажется, у меня немного другая ситуация. Понятное дело, что имеют место быть шутки в мой адрес, даже со стороны преподавателей (учусь в университете). Меня вгоняет это в жуткую депрессию. Но это лишь малая часть моей проблемы.
Я достаточно худая и поэтому мне обычно дают лет 14 в мои 19. Не могу относиться к этому с юмором. Парни всерьез не воспринимают, шуток по поводу моей "молодости" даже больше, чем просто по поводу роста. Чувствую себя какой-то недоразвитой. При этом не считаю, что я буду выглядеть молодо лет в 30, как многие говорят. К тому же очень сильно накручиваю себя сама, ну вот ничего не могу с этим поделать, как ни старалась. Просыпаюсь каждое утро с чувством усталости от себя, от своих переживаний и не могу ничего поделать. Каждую минуту, нет даже каждую секунду думаю, какая я несуразная. Я люблю жизнь, люблю жить, но я просто дико устала. У меня какое-то ну очень болезненное ощущение от жизни. Боюсь, что долго так не выдержу.
Все это конечно сказывается и на общении. Я очень замкнутая, хотя подруги у меня есть и всегда были, причем не одна-две, а гораздо больше. Но при этом я не очень общительная. Часто боюсь высказать свое мнение только потому, что привлеку к себе внимание, а мне иногда стыдно за себя даже когда на меня просто смотрят. Люди и воспринимают меня как местами странную маленькую непривлекательную девчонку. И наверное самое страшное, что я сама себя так ощущаю.
Комплексы у меня лет с 14. Отношение с родителями очень хорошие, насколько это вообще бывает. Мама всегда говорила мне, что это у меня юношеский максимализм, но ситуация при этом для меня легче не становилась.
Я даже старалась и стараюсь исправить ситуацию. Долгое время ходила по врачам эндокринологам, ну мало ли какого гормона не хватает, но все в норме. Занималась всякими упражнениями в попытках хоть как-то улучшить себя внешне. Пока результатов кот наплакал. И я и сейчас продолжаю пытаться, ну не могу я сдаться и все. Наверное, поэтому ситуация не отпускает меня. Из здорового интереса улучшить как-то свой внешний вид это превратилось в навязчивую идею, которая не дает мне покоя. Но по-другому не могу. Я не из тех, кто меняет отношение к ситуации, я стараюсь изменить ситуацию, хотя скорее всего зря. А может, просто делаю что-то не так как надо. Может, зря хватаюсь за надежду.
Ну вот получилось не одна проблема, а сразу несколько.
Прошу у Вас совета. Очень хочу получить ответы на вопросы. Как избавиться от своего комплекса? Как не обращать внимания на шутки? Как справиться со своей навязчивой идеей? И как вообще начать жить в свое удовольствие, жить по-настоящему, без загонов, плохих мыслей и с верой в светлое будущее?
С уважением, Татьяна.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Татьяна,
Вы и сами многое понимаете, и это уже хорошо. Вот почему люди зацикливаются на своих недостатках? Причём именно на таких, которых исправить в принципе не могут (рост, особенности строения и конституция, длинный нос и т.п.). Отчего так происходит?
Вот и Вы понимаете, что особенности Вашей внешности – это не болезнь, не последствия неправильного образа жизни. Это то, что Вам дано от рождения, и «бороться» с этим бессмысленно. Вы понимаете, но… продолжаете «бороться». То есть поступаете неразумно, нерационально, вопреки всем здравым рассуждениям… Есть что-то, что мешает перестать Вам так поступать, а наоборот подстёгивает идти по замкнутому кругу, вопреки здравому смыслу. Потому что это «что-то» само по себе иррационально, к нему нельзя подойти со стороны рассуждений и логики.
Вы смириться не можете… И даже пока не пытаетесь… Ну а как без этого Вы отпустите эти Ваши навязчивые мысли и обретёте спокойствие? Пока не примите себя такой, какая Вы есть – не получится.
Вы пишете: «я не из тех, кто меняет отношение к ситуации, я стараюсь изменить ситуацию, хотя скорее всего зря». Татьяна, конечно зря. Есть ситуации, на которые мы не можем повлиять (человек не всесилен), и тогда нужно смиряться и менять своё отношение. А то, что касается наших внешних данных – это даже не ситуация, это именно данные, данность. Мы должны их принять, примириться и закрыть тему. И жить спокойно. В жизни и помимо нашей внешности много ситуаций, с которыми нам предстоит мириться и менять отношение.
Татьяна, я не знаю ни одного человека, который бы не встречался в своей жизни с необходимостью принять своё тело, свою внешность, и своё несовершенство. Конечно, это быстро не происходит. Часто приходится переживать довольно длительный период этого принятия. Но все так или иначе проходят через это. Людей без недостатков внешности просто не бывает. Потому что «недостатки» эти - это продукция самих людей, которые по сути своей часто слишком непримиримы и нетерпимы сами к себе и друг к другу, слишком самоуверенны, и, увы, иногда эгоцентричны… Мы создаём моду, какие-то критерии, «нормы». Мы культивируем телесные «здоровье и красоту». Мы не умеем благодарить за то, что просто живы и здоровы… Мы истязаем себя мыслями, что «мы достойны» чего-то там – быть красивыми, умными, богатыми. И если нет у нас этого – можем впасть в уныние, отчаяние, и продолжать изводить себя годами.
Но давайте хотя бы стараться, пытаться, прилагать усилия к тому, чтобы посмотреть на себя и свою жизнь шире, великодушнее, радостнее!
Вот Вы, Татьяна, пишете, что у Вас всегда были и есть подруги. А ведь не просто так Вам везёт на дружбу. Не каждому даются такие отношения, не каждый может похвастаться тем, что всю жизнь окружён друзьями. А у Вас получается. Видимо, Вы человек, с которым люди хотят общаться и дружить, хотят быть рядом. Значит, какие-то Ваши душевные качества, сердечность, теплота, искренность привлекают к Вам людей, и они хотят с Вами дружить. И не нужно быть для этого общительным, люди в друзья выбирают не столько по общительности, сколько по душевным качествам.
В семье у Вас всё в порядке, с родителями хорошие отношения – так это такое благо!
Татьяна, берите бумагу и карандаш, и пишите в столбик свои 10 положительных качеств (как минимум). А рядом другой столбик, в который выпишете те качества, которые входят в Ваш комплекс неполноценности – маленький рост, «молодость», что ещё?... да и всё вроде.
Оцените каждый из столбиков (хоть по 10-балльной шкале) – насколько он ценен для:
1. Для Вашей семьи
2. Для Ваших друзей
3. Для Вашей карьеры (профессиональной реализации)
4. Для Вашего личностного и духовного роста
Поставьте оценки, а потом подумайте об этом, поразмышляйте.
Если всё же замотивируете себя и примите решение перестать бороться с «ситуацией», примириться с собою, принять себя, то сразу начинайте и мыслить, и поступать по-другому. Глядя в зеркало, улыбайтесь и подбадривайте себя. Чаще хвалите себя (например, даже за то, что улыбнулись сами себе в зеркале). Станут одолевать размышления на тему «какая я не такая» - прикладывайте усилия, меняйте ход мыслей. И поступки меняйте. Например, задела Вас шутка (а это вполне естественно), а Вы поищите в себе сразу же душевные силы и отпустите от себя побыстрее эти слова, пусть они не пристают к Вам. И меняйте внешнюю реакцию, не бойтесь спокойно и сразу сказать пошутившему, что Вам неприятна его шутка. Если будет после этих Ваших слов продолжать – прекратите общаться с этим человеком, не бойтесь его «обидеть» тем, что не будете поддерживать с ним общение.
Ещё, Татьяна, советую Вам прочитать книгу Брене Браун «Дары несовершенства».
Удачи Вам и всего доброго! Начинайте работу по принятию себя, примирению с данной внешностью и не отступайте. Это единственный путь обрести душевное спокойствие, начать радоваться жизни, а энергию пустить в другое русло - с вредоносных навязчивых мыслей о внешности на позитивное взаимодействие с окружающим миром и людьми.
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi