Не могу принять себя таким, какой я есть.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Я очень не люблю себя, своё тело. Во мне как будто живут два человека, две сущности : моя душа и моё тело. Я не чувствую себя единым целым, и это периодически меня огорчает. Я не могу быть тем, кем желает быть моя душа. Если, например, человек мечтает танцевать, то он может пойти и научиться танцам. А вот физиологию, к сожалению, переделать невозможно. Я представляю, что снаружи я совершенно другой, у меня в голове есть идеал, каким бы я хотел быть, но я понимаю, что например, разрез глаз, форму черепа, улыбки и т.п. невозможно переделать, и это очень сильно меня угнетает. Я не могу принять себя таким, какой я есть. Эта безысходность меня доводит порой до отчаяния и депрессии. Если судить объективно - я не урод, не инвалид, относительно здоровый человек, местами может симпатичный. У меня есть положительные качества, умения, но я зациклен на внешности. Вот я чётко представляю, как бы я хотел бы выглядеть, какое иметь телосложение, цвет волос, глаз, форму лица, носа, какой бы я хотел голос, кожу и т.п. Всё это совершенно другое, не то, что есть у меня и поэтому, я не считаю себя красивым. У многих людей намного хуже обстоят дела с внешностью, да и не только, но почему то такие аргументы меня не успокаивают. Я максималист и стремлюсь к совершенству, к идеалу, всегда работаю над собой, чтобы достичь того, о чём я мечтаю. Но в вопросе внешности у меня безысходность, потому что я не могу изменить себя внешне так, как я бы хотел этого. Умом я понимаю, что медицина ещё не настолько всесильна, чтобы сделать меня таким, каким бы я хотел быть, но жить от этого не легче... Скажите пожалуйста, я психически нездоров, раз рассуждаю так? Как мне быть? Прошу помочь, хотя бы укажите направление. Я понимаю, что по моему рассказу 100% нельзя судить о проблеме, но суть я попытался передать и очень надеюсь на вашу помощь.
Мне 29 лет, я холостой, детей нет. Данная проблема длиться очень давно, началась лет 15-16 назад. С родителями я в хороших, доверительных отношениях, общаюсь каждый день, доверяю тайны.
Автор вопроса: Вячеслав Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Вячеслав,
Не думаю, что Вы страдаете каким-то серьёзным психическим заболеванием. Конечно, Вы сильно невротизированы своим многолетним внутренним конфликтом «между душою и телом», но, видимо, пришло время прилагать усилия и серьёзно заниматься разрешением своих внутренних противоречий. Вы начали обращаться за помощью, написали сюда, а это уже первый шаг.
Вы просите указать Вам направление… Смотрите, дело обстоит так, что человек, не принимающий себя, не принимает и мир в целом (иногда он этого до конца не осознаёт, но с помощью рассуждений и анализа, это можно увидеть), а также он не принимает такими, какие есть, и окружающих людей (аналогично). Т.е., что значит «не принимает». Не то, чтобы он ненавидит, но нет у него удовлетворения, не комфортно ему жить на свете, он как бы всегда расстроен, что данный мир «не совершенен», и даже сокрушается по этому поводу иногда…
Получается, что исток проблемы, подобной, Вячеслав, Вашей – в мировоззрении. Невозможно силой воли или с помощью каких-то упражнений, с помощью психологических тренингов, невозможно обрести принятие самого себя в отрыве от принятия мира (и, конечно, тех людей, которые в этом мире живут вместе с нами).
Но мировоззрение может меняться. Это так, и это очень хорошо для всех нас. Попробуйте для начала определить Ваше собственное мировоззрение. Я не могу сейчас расспросить Вас, чтобы уточнить, но могу предположить, что, судя по Вашему письму, Ваше мировоззрение несколько эгоцентрично. Речь идёт не об эгоизме, а о «родственном» понятии, которое подразумевает, что человек, вопреки своей воле и часто до конца не осознавая, но всё же замыкает весь Мир вокруг себя. Таким образом, он очень «связывает» себя, просто по рукам и ногам, потому что как бы постоянно находится в одном положении (в неком условном центре своего Мира). Конечно, это некомфортно, а с годами просто становится больно и мучительно (если сравнить, например, с тем, как затекает наше тело, если мы долго находимся в одном положении).
Вы пишете: «Я максималист и стремлюсь к совершенству, к идеалу, всегда работаю над собой, чтобы достичь того, о чём я мечтаю». Вот такой максимализм, идеализм, перфекционизм – верные признаки эгоцентризма. Сейчас в современном мире проблемы людей, связанные с их эгоцентризмом, к сожалению, очень распространены. Мы страдаем этим практически с детства. Конечно, условия нашего современного общества, культуры, современного уклада семьи и современного воспитания способствуют этому, и являются одной из основных причин, но всё же не стоит забывать, что, к счастью, многие люди успешно преодолевают и преобразуют своё эгоцентричное мировоззрение. Кто-то из нас раньше, в молодости, кто-то чуть позже, уже в зрелом возрасте, но многим из нас хватает сил осознать свои жизненные установки и «принципы», увидеть их ошибочность, принять решение исправить свои ошибки и заблуждения, насколько это возможно, и многим удаётся это сделать в той или иной мере. И жизнь налаживается.
Что бы я могла Вам предложить попробовать, так это проанализировать максимально честно истинную цель (мотив) Вашего стремления во всём к идеалу. Что на самом деле является той «наградой», которую Вы получаете, когда идеально сделаете работу или, правильно рассчитав стратегию и практику, безошибочно достигнете очередной поставленной Вами цели. Если Вы при этом обратитесь очно к психологу, который смог бы Вам помочь в этих рассуждениях, это было бы неплохо.
Ещё такое предложение. Очень полезно для перехода от мучительного эгоцентрического мировоззрения к такому, в котором Вы будете ощущать себя действительно частью мира, и будете себя в этом мире чувствовать «как рыба в воде», имея при этом любую внешность, - так это начать благодарить. Благодарить нужно регулярно, каждый вечер перед сном. Благодарить нужно Мир (верующие люди благодарят Бога, если верите, то благодарите Бога). Проговариваете про себя, или прописываете даже для большей эффективности этого упражнения, 10 разных понятий (вещей, ситуаций, отношений, людей), которые сегодня были в Вашей жизни и за которые можно поблагодарить Мироздание. Если Вам это «упражнение» вдруг понравится, и Вы привыкнете к нему, то оставляйте его смело хоть на всю жизнь.
Также могу предложить Вам побольше фокусироваться на проблемах других людей. Даже можете заставлять себя иногда расспрашивать (ненавязчиво, конечно) о том, всё ли у человека в порядке. Но здесь тонкое место. Если формально будете так делать, то это будет «продолжением» эгоцентризма. Себя нужно настраивать на искреннюю заинтересованность человеком. Это не просто. Но можете попробовать, это тяжёлое упражнение, но действительно эффективное в процессе личностного преображения. Вот Вы пишете, что доверяете тайны своим родителям. А если вдруг Вы начнёте замечать, что другие люди доверяют Вам свои тайны (иногда честно признаться другому, что сильно чем-то расстроен – это уже поделиться тайной), значит, у Вас получается проявить искреннее участие и заинтересованность жизнью другого человека. Ведь люди очень тонко чувствуют, кому они могут душу приоткрыть, а кому нет…
Кстати, о душе… Вы написали, что «во мне как будто живут два человека, две сущности : моя душа и моё тело. Я не чувствую себя единым целым…». Так происходит, когда мы забываем, что у нас есть третья Человеческая составляющая. Именно она самая важная, и она является как бы тем «цементом», который скрепляет воедино все три составляющие в человеке и даёт нам ощущение цельного существа – Человека. В обществе эта составляющая называется «духовность», но это слово несколько не точно передаёт её суть. Это Дух. Т.е. мы состоим из тела, души и духа. И все три составляющие даны человеку от рождения. (Поэтому и не удачно употреблять слово «духовность», которое воспринимается нами, как нечто, что мы обретаем, а потом развиваем в процессе жизни). Дух в человеке – такая же данность, как тело и душа. Попробуйте его в себе ощутить. Не смотря на то, что эта наша составляющая может долго оставаться нами незамеченной, она самая мощная. Попробуйте её в себе ощутить и «привлечь» к процессу обретения Вами ощущения собственной целостности.
Удачи Вам и всего самого доброго!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi